Выставка «Платки, покрывала, шали»

decoratorlife 19.05.2015 в 10:34


Платок, покрывало, шаль – все это женские головные уборы, распространенные не только в Дагестане, но и на всем  Северном Кавказе, являющиеся древними элементами костюма, необходимость ношения которых актуальна и сегодня. И именно этим аксессуарам посвящена выставка, которая открылась 15 мая, в Музее дружбы народов России в г.Махачкала, организованная Лабораторией национального костюма «Дома дружбы» при поддержке Министерства культуры иМинистерства по национальной политике Республики Дагестана, Дагестанского государственного объединенного музея.

platki1505_61

Японские, китайские, русские, ну и, конечно, местные, исконно дагестанские платки. В разное время они украшали плечи невест, вызывали зависть у молодых женщин, покрывали седины почтенных горянок.

На выставке представлены платки, над которыми еще вчера корпела мастерица. Самому же  старому экспонату, представленному на выставке – более 200 лет, шаль даргинки. У ценителей антиквариата от таких экспонатов в буквальном смысле закружится голова.

platki1505_62

При всех нюансах добротный, дорогой и красивый платок – всегда являлся обязательным аксессуаром девичьего приданого, которым запасались заранее, чуть ли не с рождения девочки, а их большое количество являлось предметом гордости.

На Кавказе, платок был и остается важным украшением свадебного ритуала. По старинному обычаю лицо невесты закрывали свадебным покрывалом – платком красного или белого цвета, что символизировало радость и невинность. Близких родственниц будущего мужа одаривали отрезами на платье, дорогими платками, шарфами или косынками, дабы отвести злых духов от жениха и невесты.

В недалеком прошлом все молодые женщины и девушки приходили на свадьбу непременно в ярких красочных платках. В одном месте такие платки ткали, в другом – использовали покупные, фабричные, в некоторых семьях тканые или вязаные платки специально хранили для семейного торжества.

platki1505_91

platki1505_95

platki1505_96

Изделия в республику завозились из самых разных стран. Особенно популярны были привозные платки из Персии, Азербайджана, Турции, Китая и России. Дагестанские мастерицы перенимали технологии тканых платков. Вследствие чего появились местные китейявлуки (уникальная техника двусторонней глади позволяющей носить изделие с двух сторон), гульменды, которые есть почти в каждом «бабушкином сундуке», и даже русские народные шали, которые извлекали из сундуков только по особым случаям. Денег на платок законодательницы горской моды ни когда не жалели.

В конце XIX в. широкое распространение получили шелковые плетеные шали, известные в народе как «кумыкский тастар». Эти шали представляли собой сетку из шелковых нитей в форме квадрата, а иногда треугольника. Края украшали длинной бахромой. По этой сетке белой же шелковой нитью вышивали фигуры стилизованного растительного орнамента.

platki1505_4

Платок на Северном Кавказе символизировал женскую честь. Женщина публично могла снять платок только в одном случае – если была намерена помирить кровников или прекратить кровопролитие. Платок, брошенный женщиной на землю между двумя горячо спорящими мужчинами, предотвращает или останавливает драку, если мы даже знаем, что наступивший мир возможно только прелюдия к будущему скандалу. Материнской шалью часто накрывали люльку младенца, чтобы  уберечь его от сглаза. А если платок, брошенный на землю перед змеей, от которой исходит опасность, он ее отпугивал.

platki1505_92

Способы ношения платка, у женщин народов Северного Кавказа, имели некоторые возрастные особенности. Женщины и молодые девушки откидывали оба конца за одно плечо, пожилые один конец забрасывали за плечо, другим покрывали голову. При этом взрослые женщины надевали платок поверх чухты – специального головного убора, тщательно скрывавшего женские волосы или поверх небольшого платка обычно черного цвета, иногда со скромной каймой, который складывали углом, спереди спускали довольно низко на лоб, концы которого проводили назад под косы, оставляя открытыми уши и завязывали на темени особым узлом с выпущенной вниз одной петлей. А уже поверх чухты или небольшого платка, особенно при выходе из дому, обязательно женщина накрывалась большим платок или шалью.

Различные манеры повязывания платка в зависимости от возраста объясняются разным отношением в культуре к женским волосам. Для девушек показывать свои волосы было вполне допустимо, тогда как замужние женщины должны были их скрывать.

platki1505_93

Кадры из фильма «Тучи покидают небо», 1959 г., по сценарию Ахмедхана Абу-Бакара (слева — Барият Солтан Меджидовна Мурадова (1914-2001 гг.), кумыкская советская актриса, певица, народная артистка СССР); справа — Т. Хашаева, в роли Зейнаб)

Интересно, что при всем многообразии завязывания платков, он ни в коем случае не был элементом одежды, который абсолютно сковывал женское начало, словно ограничивая женскую красоту – у женщины оставались открытыми уши и шея, и часто изысканные серьги ручной работы, виднеющиеся из-под платка, дополняли изящество женского облика.

Как таковых фабрик платков сегодня в Дагестане нет. Но есть мастерицы, работы которых получили признание далеко за пределами республики. С 27 мая в «Доме дружбы» они будут давать мастер-классы.

Текст и фото: Тимурлан Темиров, социально-культурный проект «Декораторы жизни»


Рубрики:
Культура

    Новости по теме



    18 Онлайн