Автор: Рамазан Раджабов
С тех пор как главой республики Рамазаном Абдулатиповым было заявлено о необходимости строительства дороги, связывающей Дагестан с Закавказьем, прошло более года. В июне 2014 дагестанцам даже был представлен предварительный ее проект, а в Шамильском районе запущен новейший асфальтобетонный завод, который, по словам руководства ГКУ «Дагавтодор», ориентирован именно на эту дорогу. Однако после нападения неизвестных на дорожных строителей работы на этом участке прекращены. «НД» анализирует, каковы перспективы у проекта в нынешних политических и социально-экономических условиях, взвешивает плюсы и минусы и оценивает возможные риски.
Не та дорога
В самом начале строительных работ на дороге в Шамильском районе шли разговоры о том, что это не что иное, как осуществление масштабного проекта, который соединит Дагестан с Грузией. И даже после нападения на строителей крупные республиканские и федеральные информагентства пестрили заголовками о том, что напали на строителей, работающих на Аваро-Кахетинской дороге. Однако стоит уточнить, что на данный момент на строительство этой дороги не выделено ни одного рубля. Более того, проект не получил необходимого одобрения федерального центра и находится в зачаточном состоянии, в мыслях и намерениях (благих) руководства республики и Дагавтодора.
А те работы, что осуществлялись на дороге, проводятся в соответствии с программой по доведению асфальта до райцентров, рассчитанной до 2020 года. Правда, непонятно, почему работают в том месте, где уже есть асфальт, когда десятки километров ужасной грунтовки идут дальше. Таким образом, работа по строительству Аваро-Кахетинской дороги пока еще не проводится. Некоторые информационщики из Белого дома то ли по незнанию, то ли сознательно, ради провластной пропаганды, вносят путаницу и позиционируют эти работы как начало строительства крупнейшей трассы. В Дорожном агентстве республики нам сообщили, что в данный момент на этом участке пауза – строители ушли и, похоже, возвращаться не торопятся.
Несомненно, упомянутый проект имеет колоссальное значение не только для горных районов, но и для всего Дагестана, и если Москвой будет принято решение реализовать его, то это будет толчок для экономического развития депрессивных горных районов, так как параллельно будет создана дорожная инфраструктура (кафе, рестораны, гостиницы, заправки и т.д.), и люди получат работу. Таким образом, приостановится отток населения на равнину, снизятся конфликты на почве земельных отношений, неумение решать которые, как правило, приводит к межнациональным конфликтам. Появится возможность развивать туризм. Транскавказская магистраль, проходящая через горы Дагестана, соединит Северный и Южный Кавказ, станет мостом, обеспечивающим совместное их развитие в русле единой кавказской цивилизации. Кроме того, дорога обеспечит поток товаров через Грузию в Азербайджан, Армению и Турцию, что немаловажно в условиях нынешних санкционных войн с Западом. Дорога всегда является положительным фактором для развития экономики и укрепления межнациональных, межгосударственных и других связей. Тем более такая, как Аваро-Кахетинская, которая имеет давнюю историю. Но для осуществления этой мечты необходимо сделать очень много шагов, первым из которых является…
Создание информационного фона
Читатель, прочитавший первую главку, может возмутиться и спросить: зачем столько шума, если на самом деле еще ничего не сделано, если Москва ничего еще не одобрила. Тем более, что проект требует двустороннего согласования на межгосударственном уровне. Не берусь утверждать, осознанно это делается руководством Дагестана или же само собой так получилось, из желания выдать желаемое за действительное, но точно можно сказать, что создание положительного информационного фона вокруг этого проекта, обоснование необходимости и постоянное муссирование этой темы в средствах массовой информации положительно скажутся на продвижении проекта.
Так, приводим маленький пример. Сразу после нападения на строителей в Шамильском районе на главной ленте федерального информационного агентства REGNUM висела новость о происшествии, переданная из Дагестана. И буквально на следующий день, основываясь на этой новости и опрашивая всех компетентных лиц с грузинской стороны, один из крупнейших телерадиокомпаний Грузии канал «ИМЕДИ» подготовил передачу об этой дороге. То есть всего лишь одна публикация федерального информагентства возбудила интерес грузинского телеканала, и в грузинском обществе началось обсуждение возможных плюсов от строительства этой дороги, различные эксперты и даже члены правительства Грузии высказались относительно открывающихся перспектив… И только Москва пока упорно хранит молчание. При возможном лоббировании проекта Москвой грузинская сторона будет готова к диалогу, что намного ускорит работу. Более того, этот самый фон может сыграть роль и во время лоббирования проекта в Москве. Одно дело, когда региональный руководитель, которого москвичи могут заподозрить в продвижении собственных интересов, приходит с проектом, и совсем другое, когда в обществе сформировано положительное отношение к проекту.
Реакция по ту сторону хребта
Теперь о том, какова же конкретная реакция грузинской стороны на возможное строительство новой дороги. Надо признать, оценки самые разные: одна часть экспертов отмечает положительные для грузинской стороны моменты, а другая переживает за безопасность своей страны. Вот как оценил перспективы строительства дороги министр экономики Грузии Георгий Квирикашвили, который отметил положительную сторону проекта в части появления альтернативы пропускному пункту «Ларс», который находится на границе с Северной Осетией. «Думаю, неплохо будет, если появится альтернативная дорога, – сказал министр, — чтобы было движение товаров между Грузией и Россией, когда на «Ларсе» у нас появляются проблемы, вызванные стихией. В призме политической, конечно, проблем никто не снимал, и здесь требуется решение. Но в том, что будет существовать новая дорога, повторяю, нет чего-то особого в плане безопасности. Думаю, чем больше дорог, тем лучше».
Министр иностранных дел Грузии Майя Панджикидзе в понедельник, 13 октября, заявила, что дорога, которая свяжет Кахетию с Дагестаном, является сложным объектом и требует всестороннего изучения. При этом не исключила, что эта тема может быть затронута в ходе встречи спецпредставителя премьер-министра Грузии по урегулированию отношений с Россией Зураба Абашидзе с заместителем главы МИД России Григорием Карасиным. «Тема требует изучения. Мы не получали официального сообщения со стороны России. Встреча в формате Абашидзе – Карасин состоится скоро, вопрос этот на повестке не стоит, но, возможно, будет обсуждаться», — заявила министр. Примерно также высказался и замминистра Давид Джалагания, заявивший, что эта тема содержит определенные угрозы для Грузии и требует изучения. Вместе с тем он подчеркнул, что пока это внутреннее дело России, и с грузинской стороной по данному вопросу консультаций не проводилось.
Однако в Грузии хватает и тех, кто однозначно убежден в том, что дорога несет военную угрозу для них. Так, в комментарии, данном тому же агентству REGNUM, грузинский военный эксперт, главный редактор военно-аналитического журнала «Арсенали» Ираклий Аладашвили заявляет, что в ситуации, когда два государства находятся в военном положении, дорога может создать для них много проблем. «Кавказский хребет всегда был для Грузии естественной преградой от угрозы, исходящей с северного направления. Главное, чтобы по новой дороге передвигались автомобили и автобусы, а не танки, и чтобы эта дорога не сыграла для Грузии ту же роль, что сыграл Рокский тоннель в августе 2008 года. В условиях мира дороги – это всегда хорошо, но ситуация между странами такова, что Грузия видит в этой дороге определенные угрозы», – пояснил эксперт. Напомним, во время военного конфликта в Южной Осетии в августе 2008 года российские танки за короткое время оказались в Цхинвале, прорвавшись через Рокский тоннель, соединяющий Северную и Южную Осетию.
Стимул для изменения взаимоотношений
На данном этапе мы видим, что пока все идет правильно, хотя и нет каких-либо серьезных шагов и судьбоносных решений. Везде и всюду дагестанской стороной объясняется, причем обоснованно, необходимость этой дороги для экономики не только нашей республики, но и для экономик двух стран. С грузинской стороны, мы видим, тоже есть интерес к дороге. По крайней мере, министр экономики об этом прямо заявляет. Во всяком случае, несмотря на то, что в Грузии Россию считают оккупантом и агрессором, страны возобновили торговые отношения, и установлен безвизовый режим с Россией. Это о многом говорит. В первую очередь об экономических связях, которые необходимо сохранять, несмотря на остроту в политических отношениях. Новая дорога только усилит торговлю.
В случае если дорога все-таки будет построена, она может стать ключевым фактором для улучшения взаимоотношений между Грузией и Россией и даже способствовать установлению окончательного мира. Любая война имеет под собой экономическую основу. В этом случае крепкие экономические связи могут не допустить развития конфликта. Да и России скорее нужен мир с Грузией, так как политические цели уже достигнуты, и нет смысла дальнейшего обострения. Важно укрепить экономические связи. Дорога – один из факторов. Она может стать началом перемен политических курсов двух стран по отношению друг к другу. Дагестанские власти должны теперь убедить Кремль, что этот проект крайне перспективен.
http://ndelo.ru/politika-5/3746-imeet-li-perspektivy-avaro-kakhetinskaya-doroga