Тахнаева Патимат.
Датунская церковь (общество Гидатль, ныне Шамильский район) единственный сохранившийся в Нагорном Дагестане памятник средневекового христианского культового зодчества конца Х — начала ХI вв.
Она широко известна в литературе, ее упоминали в своих работах Д.Н. Анучин, А.П. Берже, Е.И. Козубский, Н.Б. Бакланов, А.П. Круглов, Р.О. Шмерлинг, В.И. Марковин и др. Н.П. Северов по поводу идентичной по форме церкви в Спети (Грузия) отмечал, что она может служить образцом самого распространенного и самого устойчивого типа маленькой зальной церкви.
У церкви необычная судьба: воздвигнутая еще в XI в. в период распространения христианства в горах Дагестана и заброшенная спустя три столетия с утверждением ислама, она вновь ожила в первой половине XIX в. при …имаме Шамиле.
По русским источникам, в 1849 г. старообрядцы из числа терских казаков, преследуемые российским правительством, ушли за Терек, в горы, и просили разрешения у имама Шамиля организовать там уединенный скит.
П. Пржецлавский называет их «беглыми с линии раскольниками».
Абдурахман Казикумухский в своих воспоминаниях «Хуласат-ат-тафсил» (1868 г.) пишет об этой удивительной истории: «…в Дарго-Ведено было целое селение из беглых русских солдат и староверов, которые просили Шамиля разрешить им жить на его земле.
Тот разрешил. Они построили себе дома на возвышенности близ Дарго в лесу, где много зелени и холодная приятная вода. Построили строение, похожее на часовню. В углах они повесили свои иконы. Около домов они посадили немного капусты, лука, кукурузы и, таким образом, жили спокойно».
Имам Шамиль принимает решение отослать их в Гидатль, к церкви, которая, по Гаджи-Али, была «построена грузинами в 880 г.х./1363 г.»
Как пишет Абдурахман Казикумухский, к тому времени «здесь сохранились стены кельи и старой церкви, являвшейся местом поклонения христиан в былые времена».
Имам Шамиль предписал местному наибу поселить там староверов, отвести землю для посева и охранять их. Но, как передает Гаджи Али, когда староверы «увидели, что наиб не исполняет относительно их приказания, разбежались. Осталось их около 6 человек».
Маленькая община просуществовала здесь недолго, ее не станет в 1852 г.
О печальном конце этой истории Абдурахман писал: «когда они занимались богослужением, никому не принося вреда, ни словом, ни делом, ночью на них напали неизвестные разбойники…».
Гаджи Али лаконично передает об их дальнейшей участи: «Окрестные жители в одну ночь умертвили их».
По Абдурахману, «когда Шамиль узнал об этом, он очень переживал, так как разрешил им жить на подвластной ему территории».
На самом деле смерть раскольников была мученической, и когда имам Шамиль узнал об этом, по Гаджи Али, он «рассердился, приказал отыскать виновников и взыскать с них». В 1860 г., майор П. Пржецлавский, будучи помощником военного начальника Среднего Дагестана, уточнит: «Шамиль строго взыскал за это самоуправство: с зачинщика была снята голова, а с остальных участников он взял в штраф по 70 р. сер. за каждого убитого раскольника…».
Расположенная внутри глубокого скального каньона в ущелье Хатан-Бугеб-ккал, церковь Датуна возникает неожиданно и издали напоминает небольшой изящный домик, сложенный из аккуратных блоков золотисто-желтого песчаника. Кладка стен выполнена на известковом растворе с толстыми швами, чередующимися широкими и узкими рядами.
Стоит церковь на высоком скальном останце, глубокой петлей омываемом с трех сторон маленькой речкой (выходя из ущелья, она впадает в поток Аварского Койсу). Над ее разрушением беспощадно поработало время, но еще безжалостнее – наше беспамятство и невежество.
Церковь ДАТУНА, XI в. (Дагестан), 2012 г. фото Амира Амирова