Автор — Настасья Денисенко. ©ГТРК «Дагестан»
Горы. Их просто невозможно не любить. Испытывать трепетное чувство к горам, жителям Дагестана также естественно, как дышать. Сморя на эти вековые вершины хочется их покорять снова и снова.
Кто-то восторгается видом гор на расстоянии, а есть те, для кого горы это открытие — раз за разом, те, кто рассказывает нам,домоседам, сквозь линзу объектива свою историю гор.
Разговор с горами. Начало.
Мурад родился в Махачкале, но называет себя городским лишь отчасти, так как до семи лет рос в селе. А потом, когда пошел учиться в школу, то каждое лето приезжал туда на каникулы к родным. Он знает каждую секретную тропинку вокруг селения Урахи, и сельские ребята по праву считают его своим. Красота природы всегда поражала его воображение. Острый, любопытный взгляд, как прицел фотообъектива, замечал каждую мелочь, и еще тогда, когда появились первые мыльницы, Мурад пытался фотографировать — но просто, без особого воодушевления.
История увлечения фотографией началась семь лет назад. Многие мечты и планы на тот момент его жизни были уже реализованы — отец двух замечательных дочек, успешный бизнесмен. Гуляя по Москве, он увидел небольшую фотовыставку и его просто поразила фотография острова Санторини. «Взглянув на это фото я словно за доли секунды перенесся на Срединоземноморье, в этот райский уголок, настолько этот снимок передавал атмосферу. «, — рассказывает Мурад в небольшом интервью, которое согласился дать, как говорится, не на камеру. Следующей решающей фотографией на этой же выставке, стали горы, его любимые горы. Если у кого-то получается, то почему бы не попробовать и мне?
Первая «осознанная фотография» была сделана в Москве — луч солнца пробивался сквозь листву, озаряя парк.
Мурад фотографировал методом проб и ошибок, и вот так началось его путешествие по Дагестану. И сейчас он твердо может сказать, что именно из-за его любви к несравненной природе Дагестана, начался его путь в мир фото.
Один в поле не воин.
Мурад это понял после практически сразу — в одной из поездок в Цумадинский район. Он вышел из села рано — в три утра, местные жители ему объяснили, как добраться до горы — строго по узкой тропинке вверх. Вдруг на половине пути появился густой туман, и Мурад потерял ориентир из виду. Путь в горы опасный — один неверный шаг- и обрыв или крутой склон. Как быть — незнакомая местность, нет связи. Через какое-то время туман рассеялся, и этот поход закончился багополучно. Но этот случай научил Мурада, что в горах надежнее верных друзей рядом ничего быть не может. С тех пор Мурад ездит в горы с двумя товарищами, которые также «болеют» фотографией, как и он. Ведь с такой нагрузкой не каждый может справиться. Выход из села — в три — четыре утра, шесть часов в гору с двадцатью килограммами ноши за плечами — одна сплошная математика.
Главная задача для фотографа — это выбор точки, так называемый удачный ракурс. Мурад любит нестандартный подход ко съемкам в горах — «Взгляд человека привык видеть горы снизу, и для того, чтобы получилась интересная фотография я поднимаюсь высоко в горы и уже оттуда открывается прекрасный и необычный вид». Когда ракурс выбран, остаются долгие часы ожидания- погоды, подходящих облаков. Также, как и рыболов, фоторгаф часами может ждать своего улова.
С каждой съемки Мурад привозит по три тысячи снимков. Из них он отбирает 20 фотографий, потом из 20- остается три, а потом одна — любимая и настоящая. Бывают и такие поездки, когда Мурад не привозит ни одной фотографии, но он все равно считает, что поехал не зря — рассвет в четыре утра в горах просто незабываемый, ароматы трав и цветов и заряд какой-то невероятной энергии. Каждое путешествие по Дагестану — это небольшое приключение — то колесо на машине спустится где-то в дороге, то попадешь под камнепад и волею судьбы останешься цел, но Мурад считает, что если препятствий много, то значит обязательно надо идти до конца.
Это «болезнь» фотографией, но Мураду она нравится. Он говорит, что фотографирует всегда, даже если нет под рукой фотоаппарата и кадры, сделанные глазами остаются в памяти — взгляд сквозь линзу объектива.
Выставка.
На организацию выставки в Дагестане Мурада натолкнули разговоры с друзьями. Началось все с того, что его просили выложить фотографии в сети, потом он заметил, что людям нравится его видение мира природы. «Удивительный Дагестан» — именно так называется выставка Мурада Гамидова, на которую пришли как родные, друзья и знакомые, так и просто те, кому нравится фотография. Родители узнали о том, что Мурад собирается организовать выставку буквально тогда, когда увидели распечатанные фотографии. Это был его первый опыт. Ведь одно дело показывать фотографии на компьютере или в телефоне, и совсем другое — полноценная печать. Это особая наука, где должна быть видна каждая мелочь, каждая деталь, цвета должны передавать всю глубину фото, и Мурад с этим отлично справился. На выставке было сказано много добрых слов и пожеланий.
Критика.
Критику Мурад ценит и относится к ней конструктивно.» Если человек, посмотрев на мою фотографию, скажет — красиво, то для меня это будет звучать, как оскорбление.» — рассказывает Мурад. Фоторгафия должна вызывать эмоции, можно постоять пару минут, изучая фото, и не сказать ни слова, и я пойму, что сумел «зацепить». Мурад не считает себя профессионалом в плане фотографии и не любит разбрасываться громкими словами.
Он объездил почти весь Дагестан, но продолжает удивляться красотам необъятной родины, считая, что здесь можно фотографировать буквально за каждым кустом. У Мурада есть и любимые места, в которые хочется возвращаться снова и снова — это Цумадинский район, Рутульский — долина Шиназ. Но когда он начинает задумываться о том, какое же место прекраснее, то напоминает отца с детьми, которых он любит абсолютно всех и не может выделить одного. «Если бы мне сейчас предложили выбрать куда поехать фотографировать Альпы или Дагестан, я думаю мой выбор был бы очевиден», — говорит Мурад. Я люблю разговаривать с горами, но это не монолог, я говорю, а горы мне отвечают».