Тайну кубачинского искусства
Не ищите в нитках серебра
Носят тайну этого искусства
В сердце кубачинцы-мастера
Надпись на кубачинских золотых изделиях
Одним из традиционных видов декоративно-прикладного искусства Дагестана является художественная обработка металла, непревзойденным центром которого считается аул мастеров Кубачи. Истоки кубачинского искусства уходят в глубокую древность. По свидетельству исследователей и результатам археологических раскопок установлено, что исторические корни художественной обработки металла в Дагестане уходят в медно-бронзовый век, в IV-III тысячелетие до н.э.
Литые бронзовые фигуры животных и людей, медные тяжелые височные кольца, браслеты, подвески, найденные археологами, говорят о распространении технологии бронзового литья и ковки в Дагестане.
Высокий уровень развития технологии литья и ковки медной и бронзовой утвари, ее художественное совершенство способствовали выделению металлообработки в отдельную отрасль.
В середине I тысячелетия до н.э. в горном Дагестане достигло совершенства бронзовое литье. Подтверждением этому является антропоморфная и зооморфная (анималистическая) скульптура малых форм. Основная масса таких статуэток обнаружена в местах культовых сооружений.
Как отмечают исследователи, в эпоху средневековья искусство Дагестана достигло высокого уровня художественной обработки металла. В этот период пластического совершенства достигает литейное искусство кубачинцев в изготовлении бронзовых котлов открытого и закрытого типов.
На рельефах многих изделий встречаются богато, с большим мастерством отделанные изображения животных, птиц, крылатых грифонов, барсов, геральдические сцены со львами, воины-всадники, растительные орнаменты и арабские надписи.
Особое место в искусстве кубачинцев занимало производство медночеканной посуды: большие водоносные кувшины — водолеи, маленькие кувшины, различная кухонная утварь, медные подносы с крупным растительным орнаментом.
Наиболее ярко талант кубачинских мастеров проявился в художественной обработке металла.
Начиная с ХVIII века и до конца ХХ столетия получает мощное развитие изготовление холодного и огнестрельного оружия — кинжалов, сабель, шашек, пистолетов, ружей. Амузгинские и харбукские кузнецы поставляли свою продукцию кубачинским мастерам для художественной отделки, которая славилась высоким качеством технической обработки и совершенством художественного исполнения.
Изделия кубачинских мастеров, богато отделанные серебром с чернью, глубокой гравировкой, позолотой, резной слоновой костью, золотой насечкой, эмалью с различными видами растительного орнамента, имели большой спрос и сбывались не только в Дагестане, но и на Кавказе, в России и за рубежом.
Не только на Кавказе, но и в Иране, Турции, других странах на протяжении многих веков особенно ценилось кубачинское оружие. Старожилы селения и сегодня с гордостью рассказывают о том, что двурогий шлем Александра Македонского, меч русского князя Мстислава, щит Александра Невского были изготовлены местными мастерами и подарены великим полководцам.
Время меняло приоритеты. Так, в ХIII-XV веках высокой степени совершенства достигло литье декорированных бронзовых котлов. В ХIV-XV веках переживала расцвет резьба по камню и дереву. На каменных рельефах, которые многие искусствоведы приравнивают к античным образцам, с удивительным художественным вкусом, тонким мастерством высекались сцены охоты, состязаний, звериного гона, изображения животных, птиц, скачущих всадников и другое. ХVI-ХVII столетия замечательны тем, что в этот период сформировались основные типы кубачинского растительного орнамента, нашедшего широкое применение в разных видах народного искусства и до сих пор являющегося основой национального художественного языка (орнамент не может быть основой художественного ЯЗЫКА, потому что под художественным языком принято понимать язык художественной литературы. Видимо, здесь имеется в виду язык художественного народно-прикладного творчества? — корр.).
Кубачинцы являются также непревзойденными мастерами в ювелирном искусстве. Именно оно принесло промыслу мировую славу.
По мнению исследователей, к началу ХХ столетия кубачинское ювелирное дело стало ярким художественным явлением и оказало существенное влияние на ювелирное дело многих кавказских народов. Так, еще в конце XIX-начале XX века легендарную славу обрели кубачинские мастера Омар Атта Гаджи Закарьяев, удостоенный 17 медалей; Гаджиабдула Ибрагимов, завоевавший 15 медалей на различных российских и международных выставках, эмальеры Махмуд и Абдулла Тупчиевы, граверы Магомед Чамсудинов, Абдулла Капалаев и другие.
В свою очередь само ювелирное искусство значительно обогатилось за счет заимствования некоторых технических приемов.
Например, стала широко использоваться цветная выемчатая и перегородчатая эмаль для художественной отделки разнообразных изделий из серебра, богаче стала палитра орнаментальных мотивов и композиций. Кубачинские ювелиры изготовляли всевозможные украшения (браслеты, кольца, серьги, подвески), мужские наборные пояса, газыри, портсигары, сосуды и другое.
Примечателен тот факт, что кубачинцы всегда были не только умелыми мастерами, но и ценителями народного искусства, о чем свидетельствуют традиционные коллекции-музеи, которые имеются в доме каждого кубачинца.
В них обычно собраны предметы декоративно-прикладного искусства стран Востока и Запада. Это фарфоровые, глиняные, медные, фаянсовые, латунные чаши, миски, блюдца, украшенные орнаментом. Здесь можно найти изделия персидские, индийские, арабские, китайские, французские, русские, а также кувшины, вазы, котлы, женские украшения — изделия кубачинцев. Все эти предметы переходят от одного поколения к другому.
Ювелирные изделия кубачинских мастеров на протяжении многих лет были самыми разнообразными. Большую группу составляли различные женские украшения — свадебные пояса, серьги, браслеты, кольца и так далее.
В кубачинских браслетах особенно ярко отражаются традиции скульптурного решения вещи. Широкие и массивные браслеты покрываются крупным узором типа мархарай, но заключенный в светлый контур каждый элемент в свою очередь подвергается мелкой внутренней орнаментальной обработке.
Среди серебряных браслетов преобладали витые со стилизованным зооморфным мотивом. Удивительной оригинальностью отличаются браслеты с разноцветной эмалью и филигранью. Умелое сочетание различных цветов, использование красных, желтых стекловидных и каменных вставок придавали им особую оригинальность.
Особое место в украшении женской одежды занимали массивные пояса и нагрудные украшения, в декоративной отделке которых мастера использовали в основном гравировку, ажурную филигрань и цветные камни. В отделке женских поясов также использовалась перегородчатая эмаль синего, зеленого, белого цветов в сочетании с накладной филигранью. При изготовлении мелких ювелирных изделий в основном применялись филигрань, зернь, эмаль, глубокая гравировка, чернь. В орнаментальных композициях женских украшений мастера использовали и зооморфные мотивы.
Особую художественную ценность имеют работы мастеров, которые входят в группу посудных изделий — кувшины, декоративные блюда, подносы, чаши, вазы, чайные, столовые и винные сервизы, выполненные в разнообразных композиционных решениях. Умелое заполнение всего предмета ажурным орнаментом, а также использование изобразительных мотивов в композиции придают изделиям оригинальный вид.
Излюбленная зооморфная тематика искусства средневековья продолжает использоваться и сейчас.
«Добрый зверь» — так называется работа известного мастера Р. Алиханова. При создании образа сказочного зверя автор использовал мотивы средневекового камнерезного искусства Кубачи. Причиной обращения Р. Алиханова к древним мотивам является образность языка рельефов, где многие звери (львы, грифоны и другие) изображены в позе спокойного бега, отдыха и как бы не напоминают нам о хищной природе. Автору удалось передать свое отношение к природе и традиционному наследию через трактовку образа животного как зверя именно доброго.
Вся композиция блюда построена с большим мастерством. Удачно сочетание орнаментального фона с центральным изображением зверя, где в плавных изгибах туловища животного, его когтистых лапах, хвосте мастер использует мотивы орнамента москав накьиш и мархарай.
Работа «Кубачинская свадьба» состоит из трех серебряных кубков, объединенных общей тематикой. Сама форма сосудов подсказала автору круговой характер композиции, который напоминает свадебное шествие. Сюжет взят из свадебных обычаев Кубачи. Женщины в традиционной одежде направляются с приданым (подносы, нукнусы, мучалы) в дом жениха, провожают невесту к роднику.
Вся композиция выглядит динамичной, цельной, хотя каждая фигура выполнена в своем, самостоятельном ключе. Чувство ритма и торжественного движения создается за счет светлого ажурного фона и более темных фигур, а также цилиндрической формы чаши, на которой плавно исчезают уходящие фигуры.
Композиции сюжетов сходны и с работами других мастеров — Г.-Б. Магомедова «Весна в Кубачи», «Весна», А. Абдурахманова «Охота», «Жар-птица», в которых можно отметить удачное орнаментальное решение в гармоничном сочетании с изображением мотивов сюжета.
В 1924 году в селе Кубачи была организована ювелирная артель, преобразованная в 1960 году в Кубачинский художественный комбинат, ставший одним из крупнейших предприятий народных художественных промыслов Дагестана.
Комбинат выпускает высокохудожественные изделия из серебра различного назначения — кувшины, вазы, кубки, женские украшения, сервизы, портсигары, декоративные блюда. Многие из этих прекрасных образцов кубачинского ювелирного дела отмечены высшими наградами на всероссийских и международных выставках.
Уникальные произведения кубачинского ювелирного искусства, слава которых давно шагнула за пределы своего аула, сегодня являются гордостью многих музеев республики, страны и мира.
В создании высокохудожественных изделий больших успехов достигли мастера, заслуженные деятели искусств РСФСР, лауреаты Государственной премии РСФСР им. И. Е. Репина Р. Алиханов, А. Абдурахманов, Г. Кишев, Г.-Б. Магомедов и Г. Чабкаев, заслуженный деятель искусств РСФСР, ДАССР и Северо-Осетинской АССР М. Кулиев и многие другие мастера.
Современные кубачинские художники достойно продолжают дело своих предшественников и учителей, создавая эксклюзивные подарочные изделия, неповторимые по красоте и виртуозности исполнения, а также изделия массового ассортимента.
Уникальные произведения кубачинского искусства хранятся в коллекциях крупнейших музеев России и зарубежных стран, например, в Государственном историческом музее и Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства (Москва), Государственном Эрмитаже (Санкт-Петербург), Лувре (Париж), Музее Виктории и Альберта (Лондон), Метрополитен-музее (Нью-Йорк).
http://dag.rus4all.ru/traditions/20130118/723761351.html