Дагестан Post — Новости

Сгоревшие мосты Магомеда Гаджиева

Логично, что после чиновников новый глава республики В. Васильев должен заняться малоэффективным депутатским корпусом Дагестана. На место Керимова уже ищут замену, а кто из депутатов лишится своих мандатов, станет ясно в ближайшее время. Но, безусловно, первыми в поле зрения попадут депутаты, так или иначе связанные с Керимовым. Например, что  ожидает депутата Госдумы М. Гаджиева после ареста во Франции С. Керимова и прихода к власти в Дагестане В. Васильева? 

Малоэффективный Гаджиев

В сентябре 2016 года жители Дагестана делегировали в Государственную Думу девятерых депутатов-единороссов. Причем, в числе депутатов достаточно старожилов, которые заседают в Госдуме несколько сроков подряд. В их числе – Магомед Гаджиев, народный избранник, которого в республике многократно критиковали за вялую работу в Охотном ряду. Вот и сегодня в регионе обсуждают последний рейтинг думцев за четвертый квартал 2017 года, в котором Гаджиев ожидаемо занял место в группе малоэффективных депутатов.

Малоэффективный депутат М. Гаджиев

— Акцент в исследовании… сделан на работе депутатов в регионах или на той деятельности депутатов в центре, которая приносит пользу регионам, — подчеркивают авторы исследования из Центра политических технологий.

О какой пользе для Дагестана может идти речь, если во время недавнего визита главы МВД Владимира Колокольцева в Госдуму Магомед Гаджиев не задал ему ни одного вопроса от имени жителей республики. Хотя вопросов таких наберется на целый список. Взять хотя бы историю с убитыми в августе прошлого года братьями-чабанами Гасангусейновыми, которых силовики по сей день стараются представить не жертвами спецоперации, а боевиками. Или ситуацию вокруг сомнительной реставрации памятников международного значения в Дербенте (цитадели Нарын Кала, крепостной стены), которая, как в начале 2016 года ожидала общественность республики, вот-вот окажется в центре внимания правоохранителей после ареста по «делу реставраторов» замминистра культуры РФ Григория Пирумова. Однако в «деле реставраторов» поставлена точка, Пирумов уже на свободе, а дело о дербентской реставрации, названной экспертами «вандальной», еще даже не начиналось. Наконец, почему депутатом не был задан вопрос о выплатах компенсаций погорельцам из селения Мокок?

Общественность республики, очевидно, уже не надеется на Гаджиева и наказами его не обременяет. Подтверждением тому – еще один рейтинг думцев, на этот раз – Коэффициент полезности депутатов Государственной Думы за 2017год. Исследование проведено экспертами с учетом активности депутатов на заседаниях в Госдуме, медийной активности, экспертной оценки их работы в регионе и народного голосования. В рейтинге депутатского КПД у Магомеда Гаджиева позиция – во второй сотне.

Это логично, если учесть, что за четыре срока в Госдуме депутат от Дагестана выступил лишь раз – в далеком 2004 году, по поводу внесения изменений в Бюджетный кодекс РФ. При этом за более чем 10 лет думской работы депутат подписался под 240 законопроектами, инициированными его коллегами. Любопытно, вчитывался ли он в содержание будущих законов?.. В ГД нынешнего созыва Гаджиев входит в состав комитета по вопросам гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений.

Председатель комитета коммунист Сергей Гаврилов отмечает, что деятельность возглавляемой им думской «ячейки» направлена на создание и развитие правовых основ гражданского общества в Российской Федерации. К членам комитета, которые, в первую очередь, инициируют законы, жители из регионов обращаются и с конкретными просьбами о защите их гражданских прав. В конце 2017 года о такой помощи через соцсети попросил депутатов титулованный боец смешанных единоборств, дагестанец Хабиб Нурмагомедов.

Он заявил, что его друг Аким Кулиев, которого подозревают в поджоге здания райадминистрации Рутульского района, «вскрыл свой живот» после пыток в полиции, и попросил депутатов ГД от Дагестана «подключиться». Депутат Гаджиев, избранный от региона, предпочел не заметить призыва Нурмагомедова.

На майбахе по Тверской

— Дагестан — это самый конкурентный регион на Северном Кавказе, где никогда не прекращается политическая борьба, — отмечает соучредитель Агентства стратегических коммуникаций Олег Бондаренко.

Этим высказыванием эксперта, пожалуй, можно объяснить поведение депутата Магомеда Гаджиева. До последнего времени он считал, что давно стоит над конкурентной схваткой благодаря дружбе с олигархом, членом Совета Федерации от Дагестана Сулейманом Керимовым. При таком материальном и политическом ресурсе за спиной Гаджиеву для обновления думского мандата популярность среди электората не требовалась. Поэтому можно было спокойно и сыто жить в Москве и ездить с мигалками по Тверской, на «майбахе». Когда в 2010 году вблизи Пушкинской площади произошло ДТП – Mersedes S 600 в сопровождении джипа с выключенной мигалкой на большой скорости пересек сплошную, выехал на красный свет и врезался в автомобиль БМВ – сразу же заговорили, что это мог быть Гаджиев. Мол, это у него «майбах» и внедорожних с охраной. «Вероятно, если бы на месте был не элитный BMW, а среднестатистическая малолитражка, то ощутимость удара можно было уже проверять по степени целостности тел погибших», — предположил тогда «Коммерсант». Разумеется, пассажир «майбаха» предпочел быть неузнанным: он отбыл на джипе сопровождения, а его охранники прилюдно скрутили номера с автомобиля-виновника аварии…

Гаджиев и сегодня подкатывает к зданию Госдумы на «майбахе», в сопровождении джипа охраны. На какие средства депутату удается содержать дорогие автомобили и солидную группу сопровождения? Его официальный доход в 2016 году – немногим более 6 млн рублей (по сути, это зарплата в ГД). Да и откуда быть легальным накоплениям? До 30 лет Гаджиев не имел высшего образования, но практически сразу после его получения в конце 1990-х годов устроился на работу в налоговые органы. С должности замруководителя межрегиональной инспекции по ЮФО Министерства по налогам и сборам РФ в 2003 году избрался в Госдуму, и с тех пор официально получает только депутатскую зарплату.

Живет Гаджиев в выделенной на период полномочий квартире и безвозмездно пользуется домом со скромной площадью 78 кв. метров. Как тут не вспомнить про дружбу депутата с сенатором Керимовым, капитал семьи которого «Форбс» оценивает в 6 млрд рублей. Не семья ли сенатора оказывает помощь Гаджиеву в содержании дорогих автомобилей, охраны и безвозмездно предоставляет жилплощадь? Тем более что и сам Керимов не отказывается от помощи «друзей». К примеру, сейчас во Франции он пытается объяснить тамошним правоохранителям, что пользовался четырьмя виллами общей площадью 90 тыс. кв. метров безвозмездно – друзья позволили.

Предполагаемая вилла сенатора Керимова на мысе Антиб

Но у французов иная версия: они считают, что олигарх-сенатор вывел деньги из РФ в Швейцарию, а затем, через швейцарских партнеров, приобрел роскошную недвижимость в Ницце по заниженной в несколько раз стоимости. Керимову грозит до 10 лет тюрьмы – налоговые преступления в Европе «обходятся» дорого.

Нокаут от Васильева?

В ситуации, когда с задержанием Керимова во Франции тылы Магомеда Гаджиева оголились, его может ожидать и еще один «удар», уже личного характера. Новый руководитель Дагестана Владимир Васильев наводит порядок в республике и ведет жесткую политику в отношении высокопоставленных чиновников, замешанных в разного рода коррупционных скандалах. За три месяца были отправлены в отставку несколько региональных министров и мэр Махачкалы Муса Мусаев. Последний не просто отстранен от должности – в конце января он арестован по подозрению в злоупотреблении служебными полномочиями и содержится в ростовском СИЗО.

Наведение порядка в республике перетряской чиновничьего корпуса вряд ли ограничится. Недавно стало известно, что Владимир Васильев подбирает новые кандидатуры на пост сенаторов от Дагестана. Сегодня в Совете Федерации республику представляют Сулейман Керимов и Ильяс Умаханов. Первый не сможет полноценно исполнять свои обязанности как минимум до конца судебного следствия во Франции, которое, по заявлению экспертов этой страны, завершится не раньше декабря 2018 года. Да и судя по уверенному поведению французских правоохранителей, они не сомневаются, что смогут доказать виновность сенатора из РФ и отправить его на несколько лет в местную тюрьму.

Второй дагестанский сенатор Ильяс Умаханов может вызывать у Владимира Васильева недоверие в связи с историей рейдерского захвата рыбопромышленной компании «Порт Петровск». По заявлению работников предприятия, в середине 2000-х годов «Порт Петровск» был монополистом на рынке рыбных консервов в республике, имел в своем составе несколько производственных цехов, холодильников, рыбопромысловый флот, социальную инфраструктуру и 13 гектаров земли на побережье Каспия. Монополия прервалась при директоре Магомеде Абдулмуслимове, который якобы в сговоре с сотрудниками банка «Экспресс» распродал имущество предприятия и довел его тем самым до банкротства. Фактическим владельцем банка (Центробанк отозвал лицензию в 2013 году) называют Ильяса Умаханова. И хотя официальные обвинения против Умаханова не выдвигались, бывшие работники ОАО «Порт Петровск» в последние два года будируют этот вопрос, пытаясь привлечь к захвату предприятия внимание прокуратуры, властей и общественности.

Логично, если Владимир Васильев, разобравшись с региональными чиновниками, возьмется за дагестанских сенаторов и малоэффективный депутатский корпус в Госдуме. Понятно, что врио главы Дагестана хочет видеть в обеих палатах парламента посланцев республики, имеющих безупречную репутацию, высокий народный рейтинг и стимул для реальной работы. Не даром он предложил место сенатора известному летчику-испытателю Магомеду Толбоеву. Последний, по его собственному признанию, отказался, но пока Толбоев и не может ответить по-другому – ни Керимов, ни Умаханов официально не лишены сенаторских полномочий.

Что касается Государственной Думы, то формально у Владимира Абдуалиевича нет полномочий для отзыва депутатов. Однако Васильев в прошлом – замглавы МВД РФ, и с его приходом к власти в Дагестане поднимаются из архивов резонансные уголовные дела, которые в итоге и могут стоить мандатов некоторым депутатам. В первую очередь Магомеду Гаджиеву — малоэффективному депутату, связанному с сенатором Керимовым, которого Васильев, судя по всему, намерен сменить в первую очередь. Несколько лет назад СМИ высказывали версии о возможной причастности Гаджиева к убийствам начальников республиканского МВД и Махачкалинского УВД в 2009 году.

 

Кроме того, внимательным образом правоохранители республики (уже сменился глава управления СК РФ и ожидается смена прокурора) могут посмотреть на финансовые дела в Махачкалинском морском торговом порту, который до недавнего времени возглавлял брат Гаджиева.

Экс-руководитель ММТП А. Гаджиев

Политическое будущее Магомеда Гаджиева сегодня шатко, как никогда. Ради сохранения мандата и депутатского иммунитета он наверняка захочет наладить взаимосвязь с регионом и дегестанским электоратом. Иными словами, включиться в ту самую конкурентную борьбу, о которой говорил эксперт из Агентства стратегических коммуникаций Олег Бондаренко. И депутатская активность Гаджиева во всех рейтингах наверняка в скором времени пойдет в рост – вопрос, будет это реальная работа или очередная ее имитация?

Наш портал будет следить за думской деятельностью Магомеда Тажудиновича, а также самым внимательным образом изучит работу других действующих депутатов, избранных в Госдуму от Дагестана.

ДАГЕСТАНСКИЙ ПОРТАЛ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ