Дагестан Post — Новости

Дагестан: водное «надувательство»

ОАО «Махачкалаводоканал» устанавливает свои правила и тарифы на бесплатные услуги, обходя Жилищный кодекс РФ
Фото: vm.ru

Амина МуртузоваАвтор статьи

Ресурсоснабжающей организации невыгодно, чтобы граждане производили оплату по счетчикам, так как по приборам учета выходит сумма гораздо меньше, чем по нормативам потребления. Поэтому жителей Махачкалы вводят в заблуждение и незаконно требуют от них, чтобы установку и опломбировку водомеров платно осуществляли работники ОАО «Махачкалаводоканал».

Граждане имеют право самостоятельно устанавливать водоизмерительные счетчики. Но добиться справедливости горожанам непросто, так как организация игнорирует закон и искусно избегает ответственности.

О том, что делать людям, когда их откровенно обманывают, КАВПОЛИТу рассказал начальник отдела надзора за энергоресурсосбережением и обоснованностью платежей ЖКУ Госжилинспекции Магомед Махмудов.

Свои порядки

Житель города Махачкалы Магомед Хуаров уже долгое время не может добиться, чтобы в его доме ввели в эксплуатацию счетчик учета воды. «Махачкалаводоканал» каждый раз придумывает новые причины, отговорки и свои правила, чтобы любыми путями взять с мужчины деньги:

«Я установил счетчик на воду самостоятельно. Когда написал заявление о том, чтобы мне опломбировали счетчик, его даже не хотели принимать. Я им ответил, что по закону я имею право устанавливать счетчик сам и никому за это платить не должен.

Обратился в Госжилинспекцию – тогда из водоканала сразу прибежали и опломбировали счетчик. Потребовали 1700 рублей. Я спросил, за что – и есть ли у них квитанции за эту услугу? Они мне ничего ответить не смогли, и я платить отказался.

Теперь счетчик опломбирован, но на учет в компьютер его не занесли. А чтобы на учет поставить счетчик, они просят 1300 рублей – типа за техническое обследование. Но я спрашиваю у них, что там обследовать, ведь счетчик новый и у него есть паспорт?

Я обратился к начальнику водоканала, сказал, что по закону ни за счетчик, ни за пломбу платить я не должен, и он со мною согласился. Тогда я спросил у него, за что же я должен платить, он ответил, что за выезд специалиста – у них такие порядки. Но никаких документов и квитанций у них нет.

Сейчас Госжилинспекция занимается этим делом и добивается, чтобы мой счетчик ввели в эксплуатацию».

Претензий к водоканалу у жителей города немало. Особенно замучилась воевать с предприятием пожилая женщина по имени Мадина. Она не может установить счетчик из-за долга – и при этом организация отказывается обосновать, откуда у женщины появилась задолженность. А бумажки, которые предприятие ей вручает, не имеют никакой юридической силы.

«Несколько лет назад мне в водоканале посоветовали установить счетчик. Я заплатила им за всю работу 3,5 тысячи рублей. Но когда счетчик установили, оказалось, что у меня долг (хотя я не понимаю, откуда, ведь я платила за воду, и у меня квитанции есть), – возмущается Мадина. – Мне предложили заплатить долг, и только после этого счетчик опломбируют. Но я отказалась, так как с долгом я не согласна и не буду платить в чей-то карман.

Приписанные абонентам долги руководство водоканала считает основанием для отказа установить и опломбировать счетчик

Все так и осталось, я не знала, куда можно обратиться, чтобы разобрались. Недавно узнала, что через суд можно списать долг, а для этого мне нужна инвентаризация моего счета. Я в течение часа ходила по кабинетам всех начальников, потом в юридический отдел, к секретарю, в канцелярию.

В результате только после поручения начальника отдела мне оператор распечатал инвентаризацию. Без приказа начальства операторы ни один жест не делают, чтобы помочь человеку. Но на акте инвентаризации счета нет, ни подписи, ни печати организации – и получается, что это просто филькина грамота.

Я опять бегала по кабинетам, но они все отказались поставить печать и подпись. По словам работников водоканала, печать только у генерального директора Муртазалиева, а его не было на работе, когда он будет – неизвестно.

Я не понимаю, что за мошенники там работают, почему ни на одном документе они не ставят печати и подписи? Без этих документов я не могу списать свой долг и установить счетчик».

ОАО «Махачкалаводоканал» не дремлет

Пока люди ищут справедливости, «Махачкалаводоканал» не дремлет. Недавно организация начала использовать СМИ, чтобы массово вводить людей в заблуждение.

В газетах они опубликовали сообщения для жителей Махачкалы, что для установки узла учета абонент обязан получить техусловия на его проектирование. Иначе предприятие не принимает счетчики в эксплуатацию.

Но в объявлении не уточняют, кого конкретно это касается. По закону, техусловия собственникам жилых помещений не нужны. Эти правила только для коммерческих организаций.

«Махачкалаводоканал» выдает свои бланки без подписей и печатей организации – и заставляет людей их заполнять

Начальник отдела надзора за энергоресурсосбережением и обоснованностью платежей за ЖКУ Госжилинспекции Магомед Махмудов рассказал корреспонденту КАВПОЛИТа, как и с какой целью ОАО «Махачкалаводоканал» вводит свои порядки, игнорируя Жилищный кодекс РФ:

«Счетчик на воду гражданин может установить сам или с помощью специалиста. Он не обязан приглашать сотрудников ресурсоснабжающей компании. Но опломбировать прибор учета воды должны работники водоканала.

Жилищным кодексом Российской Федерации №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» в пункте 81 четко указано, какие документы нужны, чтобы установить пломбу на счетчик.

В заявке необходимо указать: фамилию, имя и отчество потребителя, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон; предполагаемую дату и время установки или ввода прибора учета в эксплуатацию (дату потребитель должен указать с учетом времени на получение заявки исполнителем 10–15 дней с даты направления заявки).

Также нужно указать тип и заводской номер установленного прибора учета, место его установки, сведения об организации, которая его установила, показания счетчика на момент его установки, дату следующей поверки и копию паспорта счетчика.

Если работники водоканала не могут прийти к указанной дате, они обязаны уведомить вас по телефону и перенести визит. А в федеральном законе РФ «О водоснабжении и водоотведении» (глава 1, статья 20, пункт 5) указано, что организации, которые осуществляют водоснабжение, должны опломбировать приборы учета воды бесплатно».

«Махачкалаводоканал» не желает терять прибыль, поэтому придумывает различные способы избежать установки счетчиков

Магомед Махмудов считает, что водоканалу невыгодно, когда абоненты устанавливают приборы учета воды, так как плата по нормативам потребления за человека в десятки раз выше, чем в месяц выходит по показаниям счетчика. Руководство ОАО «Махачкалаводоканал» не желает терять прибыль, поэтому придумывает различные способы избежать установки счетчиков.

С 2015 года коэффициенты на нормативы потребления воды для одного человека увеличены, а это означает, что и плата тоже вырастает. Как говорит собеседник КАВПОЛИТа, таким образом государство побуждает граждан устанавливать водоизмерительные приборы. А махачкалинский водоканал, получается, сопротивляется воле государства?

Истории горожан, которые безуспешно пытались установить прибор учета воды, можно рассказывать бесконечно. Еще один житель Махачкалы Али рассказал корреспонденту КАВПОЛИТа о своем печальном опыте – как ему отказали, не объясняя причин.

«Хотел установить счетчик, так как в моей квартире прописаны семь человек, это дети и внуки. Но они живут отдельно, а у меня сумма за месяц выходит большая, – объясняет Али. – Когда несколько лет назад обратился в водоканал, мне сказали, что когда такое количество людей прописано, они счетчик не устанавливают».

Время платить «по счетам»

По словам Махмудова, сотрудники махачкалинского водоканала уверяют людей, что счетчики должны устанавливать их специалисты. Когда люди соглашаются, то платят за установку больше, чем на самом деле это обходится. А после этого прибор еще долго не опломбируют.

Эксперт особо подчеркнул, что документы, которые выдает гражданам водоканал (акты инвентаризации, бланки, заявления), должны быть заверены подписью и печатью:

«Заявление, чтобы счетчик опломбировали, необходимо написать правильно, в двух экземплярах. И обязательно, чтобы на вашем экземпляре расписался секретарь и поставил печать. Это будет доказательством того, что ваше заявление приняли.

«Махачкалаводоканал» отказался ставить счетчик горожанину, у которого прописаны семь человек, – якобы таковы правила

Но «Махачкалаводоканал» не принимает такие заявления. Они выдают свои бланки, на которых нет ни подписей, ни печатей организации, и заставляют людей их заполнять. Когда мы обращались к ним с вопросом, почему они не опломбировали счетчик у абонента, и показывали им ту заявку, которую в организации дали заполнить человеку, то нам отвечали, что абонент не заполнил заявление.

А этот бланк, который они же заставляют людей заполнять, вообще к ним не относится. То есть юридически не придраться. Таким образом, процесс установки счетчика затягивают, как только возможно.

Но даже если заявление заполнить правильно, скорее всего, его не примут. В этом случае нужно пойти на почту, вложить в письмо заявление и копии паспортов счетчика и сделать опись того, что есть в письме. А потом отправить с уведомлением в водоканал (это доказательство того, что ваше заявление получено).

Если гражданину не позвонили и не пришли в указанный им срок, то нужно обратиться к нам, в Госжилинспекцию, мы будем добиваться, чтобы счетчик ввели в эксплуатацию».

В Госжилинспекцию многие обращаются по поводу необоснованных долгов, суммы которых настолько высоки, что люди не представляют природу их возникновения. Навязанные абонентам задолженности руководство водоканала считает основанием для отказа установить и опломбировать счетчик. Поэтому организация требует заплатить по счетам. Однако действия компании противоречат Жилищному кодексу РФ.

Государство побуждает граждан устанавливать водоизмерительные приборы. А «Махачкалаводоканал» , выходит, сопротивляется?

Хитростей у ОАО «Махачкалаводоканал» много, работники предприятия знают, как увернуться от ответственности, документы они не заверяют подписями и печатями и требуют деньги за бесплатные услуги.

Деятельность ресурсоснабжающей компании давно налажена, и простым гражданам будет непросто добиться от нее соблюдения своих законных прав. По словам Магомеда Махмудова, одной Госжилинспекции тяжело помогать огромному количеству обманутых абонентов. И сколько же людей должны пострадать, чтобы прокуратура, администрация и другие надзорные органы соизволили защитить права своих граждан? 

http://kavpolit.com/articles/dagestan_vodnoe_naduvatelstvo-24650/