Теперь Махачкала — это огромный мегаполис с почти миллионным населением, перегруженными от машин и людской массы проезжими частями. За последние двадцать лет возведены и сданы в эксплуатацию сотни новых жилых комплексов, торговых и производственных объектов. Все чаще люди вспоминают былые времена, уют и простор городских улиц, тишину и прохладу зеленых парков и бульваров.
Как такое могло произойти? Почему некогда курортный город превратился в одну большую стройку и торговые ряды?
Причина в том, что в последние годы развитие и расширение города шло по интенсивному пути. Это означает, что возведение новых объектов шло только лишь в тех районах, где уже были проложены все необходимые для жизнедеятельности коммуникации, то есть максимально использовались существующие линии электропередач, водоснабжения, канализации.
Новые районы города были отданы под малоэтажную частную застройку и, как следствие, сегодня мы имеем чрезвычайно нагруженный центр города, в котором нет места для парковок и детских площадок, окна одного многоэтажного дома заглядывают в другой. Город переполнен стихийно возникшими рынками и торговыми точками, автомобильные пробки возле них уже стали нормой нашей жизни.
«Город фактически по многим параметрам уничтожен, – сказал в одном из своих выступлений Глава Республики Дагестан Рамазан Гаджимурадович Абдулатипов. – В нем много разного рода зданий, но вместе с тем практически нет места для отдыха людей. Живя у моря, горожане фактически не имеют выхода на его берег. Сейчас нам нужно вынести старые заводы за территорию города и построить на освободившейся территории молодежные центры, детские площадки, разбить парки».
Этим и другим целям служит перспективный президентский проект «Эффективное территориальное развитие», предполагающий, в частности, эволюцию нашей столицы, ее трансформацию в крупную агломерацию, вбирающую в себя город Каспийск и территории близлежащих районов. В рамках проекта запланировано строительство городов-спутников Махачкалы, возведение новых районов, создание современной инженерной инфраструктуры.
Одной из важных частей данной программы является перенос оптово-розничных рынков за городскую черту и создание типовых торговых комплексов по примеру таких крупных городов, как Москва и Санкт-Петербург.
В связи с этим выпущено постановление администрации г. Махачкалы о создании торгово-производственной площадки «Муниципальный рынок» и уже в текущем году начата работа по его реализации.
Подробнее об этом значимом для города проекте мы решили узнать у помощника главы администрации г. Махачкалы Амирали Амирханова.
– Амирали Гаджиевич, расскажите, что из себя будет представлять «Муниципальный рынок»?
– Строительство нового торгового конгломерата «Муниципальный рынок» – это один из первых этапов программы развития города, разработанной по поручению и.о.Главы администрации г.Махачкалы Мусы Асхабалиевича Мусаева. Мы вплотную подошли к тому, что столица нуждается в коренных изменениях. Каждый из нас ежедневно сталкивается с окружающей нас антисанитарией, транспортным коллапсом и всеобщей депрессивной обстановкой. Как выразился Глава республики Рамазан Гаджимурадович, для решения основных проблем Дагестана в целом, и, в частности, Махачкалы необходимо создать другую правовую и культурную среду, другие экономические установки.
«Муниципальный» – это не просто новый рынок. Здесь мы имеем дело с «созданием «точек роста» Республики Дагестан» – одним из приоритетных проектов развития, объединяющим в себе ключевые инвестиционные проекты из разных отраслей экономики, который затронет не только горожан, но и каждого жителя республики. Проблема переноса рынков беспокоила махачкалинцев уже давно. Но мы понимаем, что для многих семей это единственный источник дохода и без достойной альтернативы для людей к реализации этой программы подойти не могли. «Муниципальный рынок» станет самой крупнейшей оптово-розничной площадкой на Северном Кавказе. Строительство рынка – хороший пример государственно-частного партнерства. В непростое для нашей страны время мы создаем для частных инвесторов благоприятные условия по организации торговой площадки, освобождая бюджет республики от прямых расходов на реализацию проекта переноса рынков.
«Муниципальный» будет располагаться на 20 гектарах земли с полностью налаженной инфраструктурой. На первом этапе строительства будет построено около 2000 магазинов, каждый из которых представляет двухуровневую торговую площадку общей площадью 60 кв. м. Следующим этапом будет перенос городского автомобильного рынка.
На территории рынка для удобства будущих работников и посетителей планируется строительство мечети, медицинского пункта, детского садика на 320 мест. Только автомобильная парковка будет занимать территорию в 5 гектаров.
Реализация данного проекта позволит снять транспортную напряженность в городе, создаст несколько тысяч рабочих мест, увеличит налогооблагаемую базу и обеспечит поступление в бюджеты всех уровней свыше 100 млн. рублей ежегодно. Кроме того, на создаваемой торгово-производственной площадке планируется открыть бизнес-инкубатор как дополнительную возможность поддержки субъектов малого и среднего бизнеса.
– Какие рынки планируется перенести в «Муниципальный»?
– В первую очередь, до конца 2015 года за пределы городской территории переведут сектор промышленно-хозяйственных товаров рынка «Дагэлектромаш» (ул. И. Казака). Далее, согласно установленному графику, поэтапно будут перенесены и все остальные оптово-розничные площадки. Многие предприниматели, работающие на этих рынках, с недопониманием относятся к переносу. Хочу подчеркнуть, что это будет выгодно и предпринимателям, и покупателям. Помимо инфраструктуры, отвечающей всем современным нормам, инвесторы предлагают предпринимателям выгодные условия аренды и покупки торговых помещений.
– Предусмотрено ли развитие транспортной логистики для удобства посетителей как из города, так и близлежащих районов республики?
Рынок расположен на идеальной для транспортной логистики территории, что создает комфорт не только для жителей столицы, но и для приезжих из разных точек республики. К примеру, жителям Буйнакского, Кумторкалинского, Кизилюртовского, Хасавюртовского районов не надо будет заезжать в Махачкалу, чтобы попасть на рынки. Агачаульцы и все гости из Южного Дагестана проедут через объездную дорогу и выездные посты города.
При защите этого проекта инициаторы провели мониторинг и выявили интересные статистические данные – каждый день на одну торговую точку рынка «Дагэлектромаш» приезжает в среднем 5 машин – 10 тыс. машин в день только на промышленно-хозяйственный сектор, из которых 30 % – иногородние. Получается, после переноса только этого сегмента рынка за пределы Махачкалы около 3 тыс. машин не будут заезжать в город. Думаю, это сразу же почувствуют жители столицы. После завершения строительства первого сегмента планируется запустить прямые маршруты, которые будут доставлять горожан и жителей близлежащих районов на рынок. Стоимость проезда в этом виде транспорта будет на порядок ниже городских тарифов.
– В Москве и других мегаполисах сложилась такая традиция, что в выходные дни вся семья выезжает за покупками на рынки, расположенные далеко от центра. Как вы думаете, сложится ли аналогичная тенденция посещения «Муниципального рынка» в Махачкале?
– Все для этого делается. Думаю, что жители столицы, да и всей республики, по достоинству оценят преимущества рынка «Муниципальный» и будут приобретать там все необходимое по приемлемым ценам – свежие продукты питания, одежду, обувь, предметы быта, мебель, автомобили и многое другое.
Благодаря сайту www.municipal05.ru любой человек может получить всю необходимую информацию о каждом хозяйствующем субъекте конгломерата «Муниципальный». Служба доставки организует и выполнит доставку товаров по адресам заказчиков. Таким образом, у постоянных покупателей отпадает необходимость непосредственного выезда на рынок. И в заключение хотелось бы сделать некоторые выводы.
Население нашего города выросло за короткий период времени почти в три раза, и тенденция роста не снижается, а наоборот. Город не может оставаться в своих прежних границах, исчерпав возможности интенсивного роста. Пришло время экстенсивного пути развития и расширения, который предполагает включение в ее состав новых территорий, создание мощной агломерации с современной инфраструктурой.
Это идеальный симбиоз между Махачкалой с ее интеллектуальным, промышленно-экономическим потенциалом, и близлежащими районами с их территориальными резервами. Держаться за старое не имеет смысла. Сама жизнь, эволюция человеческого социума диктует новые правила, которые нам нужно осознать и принять на вооружение.
http://www.mkala.ru/info/news/2015/10/15/news_8694.html