Предыстория.
После указа Главы КЧР Рашида Темрезова о создании «Аланского христианского центра» в Архызе, началась война вокруг этого проекта. Бушевал первым бывший директор музея Умар Эльканов – оно и понятно, ведь он сам давно мечтал сотворить нечто подобное и считать уже совсем иные деньги.
Умар Юсуфович каждый раз, при какой-нибудь вони бежал в Конгресс карачаевского народа, которым руководит отставной полковник Кады Халкечев, у которого он вечно просил помощи и защиты и обводил его вокруг пальца, прикрываясь тем, что древняя история Карачаевского народа исчезает в небытие, а на самом деле в небытие уходили деньги с кассы при въезде в Нижне-Архызское городище.
Воровство, хуже кумовства!
После того как древние Аланские храмы (вместе с кассой и бухгалтерией) и земля под ними и прилегающие территории были переданы в РГБУ «Аланский христианский центр», который находится в ведомстве Анзора Эркенова (Минтурмол), Анзор Эркенов наладил работу кассы, поток в бюджет и начал считать все деньги, которые идут в казну. Это именно те суммы, которые платят туристы для посещения комплекса. Вдруг обнаружилось, что там немалая сумма денег выходит, после чего у бывшего директора музея начали спрашивать: «А каков доход был на Нижнем Архызе?», на что Эльканов Умар отвечал и обозначал каждый раз 147 тысяч рублей. На самом деле узнали что заработок в год был занижен и доходил до нескольких миллионов.
Добавим, что Умар Юсуфович превратил музей в семейный подряд, где работали все его трое сыновей и куча его родственников многие из которых просто не работали.
Ранее общественники из Конгресса карачаевского народа пожаловались в Генпрокуратуру России на незаконную, с их точки зрения, передачу пяти храмов и земель вокруг них из ведения «Государственного Карачаево-Черкесского историко-культурного и природного музея-заповедника имени М.О.Байчоровой» в ведение созданного в июле 2017 года «Аланского древнехристианского центра на Северном Кавказе».
После поступления заявления в Генпрокуратуру был уволен директор музея Умар Эльканов и несколько представителей его семьи, также состоявших в штате этого учреждения.
После вышеописанных событий первой половины 2018 года, руководство Республики решило снять с должности Эльканова и наказать его по всей строгости закона, чтобы остальным воровать неповадно было тем более без дележки все в карман. В августе месяце в музей был отправлен десант из Администрации, а именно КРУ для полной ревизии Музея КЧР, по нашей информации видавшие виды аудиторы были в шоке от результатов проверки. Конечно, долго ждать результатов не пришлось ведь там отрицательного «гавна» оказалось больше чем в Авгиевых конюшнях. Бывшему директору, всей его свите которая там уже более 20 лет светило уже уголовное дело, но и в тот момент руководство республики проявило сострадание и не стало закрывать старого пенсионера и его сыновей под решетку, замяв результаты проверки.
Самое интересное в том, что эти самые многострадальные древние храмы были переданы в АХЦ именно с подачи бывшего директора Эльканова Умара, из-за чего было столько шума, и благодаря именно попустительству сотрудников этого учреждения были допущены к уничтожению несколько важных археологических памятников. Бывший директор надеялся что этим он в дальнейшем обезопасит себя приблизившийся к людям которые решают все вопросы в этой республике, а именно к Анзору Эркенову. Именно Анзор Назирович по их мнению должен был стать их защитником и крышей в дальнейшем, что собственно и случилось и все пошло по плану.
Заключение.
И вот неожиданная развязка, 9 октября Эльканов Умар Юсуфович и его сын Хаджи-Мурат, еще около 10 сотрудников написали заявление по «собственному желанию», и ушли по хорошему пока против них не начали козырять картами.
Ну что же в итоге получилось. А получилась какая-то непонятная «кубическая» херня, потому что после долгих войн и раздумий на должность директора музея назначили сына бывшего проворовавшегося директора — Хаджи-Мурата Эльканова.
Тогда зачем столько херни надо было поднимать, чтобы все осталось так же, спросите вы? А мы ответим.
Это была замечательная инсценировка от великого кукловода Анзора Эркенова, который обыграл всех.
1. Анзор Эркенов когда вторгся в имущество музея со своим АДХЦ ему нужен был человек который там разбирается, потому что ни он сам ни его родственник — директор АДХЦ Эркенов А. не разбираются в этом деле. Для этих целей они после всего шума и прочего договорились уже с Элькановым старшим обо всех действиях (в том числе об увольнениях и назначениях в частности) пригласили на работу заместителем директора в АДХЦ -Хаджи-Мурата Эльканова (который нынче стал директором музея), с котором они подготовили старт для АДХЦ, проекты по реконструкции храмов, дороги и деревни, которые и так были в музее готовыми, просто взяли переложили.
2. После всех этих махинации вышесказанных, пошла вторая часть сцены когда сделали вид что уволили Хаджи-Мурата Эльканова с должности в АДХЦ, и он тихонько вернулся на должность в музее. Это часть была запущена потому что при любом раскладе директором музея должен был стать Хаджи-Мурат Эльканов, потому что договариваться с пенсионером-директором Анзору Эркенову было сложно, а с его сыном который на волне с Анзором Назировичем и не прочь заработать — легче, а ведь в его планах еще забрать кое-какое имущество из казны музея, которые будут осуществляться потихоньку.
3. Третья фаза началась в тот момент когда руками Администрации главы Эркенов Анзор поторопил наезд на музей КЧР, который был инсценирован еще при Эльдаре Салпагарове (он и был первым зачинщиком чистки музея, но не успел). Результатом этого стало чистка в музее и увольнение Умара Эльканова. Так как он сам не мог влиять на этот процесс все его действия были проделаны чужими руками, сами того не подозревающие люди выполнили заказ. Главным исполнителем стал новоиспеченный руководитель администрации главы — Мурат Озов, со своими заместителями в частности Ахматом Семеновым.
4. Следующий этап начался когда место стало свободным и туда нужно было назначить Хаджи-Мурата Эльканова по предворительной договоренности еще с начала года, но и тут Анзор Назирович решил сыграть в угоду себе и попытался протолкнуть кандидатуру нынешнего заместителя Министра Культуры — Алиева Тимурлана. Чтобы озвучить его Главе КЧР снарядил на это, недавно назначенного заместителя премьер министра — Чеккуева Хызыра Умаровича, который получил резкий отказ. Ну дальше думать не пришлось и все пошло по плану как и планировалось. Но была одна проблема, во время чистки музея была общереспубликанская вонь вокруг коррупции и прочих растрат в музее которые пришлось вытащить наверх чтобы убрать директора. Из-за гласности всего этого и недовольства общественности кандидатуру Эльканова младшего не могли рассматривать на эту должность (даже не учитывая тот факт что по результатам проверки ему светило уголовное дело).
5. Заключительный этап заключался в том чтобы утвердить нужную кандидатуру. Вот тут пришлось прибегнуть к тяжелой артиллерии. К этому моменту Анзор Назирович уже через Чеккуева Хызыра озвучил кандидатуру Эльканова младшего, положительный эффект в этом вопросе стало то что, Чеккуев и Эльканов оказались родственниками и Хызыру Умаровичу было легче ходить за своего, но к великому сожалению он получил отказ от Администрации, так как назначение туда сына вслед за проворовавшимся отцом было бы прямой подставой Главы региона из-за чего рейтинг его мог бы упасть ниже плинтуса. И на этот момент уже Хызыр Умарович по жеалнию Эркенова Анзора отказался двигаться в этом направлении, тогда Анзор Назирович попросил помощи у своего свояка депутата госдумы Расула Боташева (Эркенов и Боташев женаты на двух сестрах). Расул Борисович быстро включился в дело и по старой дружбе попросил Чеккуева Хызыра (с которым они в хороших отношениях), сделать новый заход на прием к Мурату Озову. Самое интересное в том что Мурат Нухович его принял, выслушал и после этого Эльканова младшего назначили на должность директора аж на следующий день.
6. Действия Расула Боташева, Анзора Эркенова, Чеккуева Хызыра понятны всем, каждый преследовал свой интерес в этом деле, и им было глубоко наплевать на то что, они специально подставляют Главу КЧР, под общественный резонанс который может иметь дальнейшее обострение. При всем этом никто не может понять действий Озова Мурата, ведь он единственный кому доверился Глава и который понимал поначалу все эти нюансы и отказал, что же с ним стало после того как в дело вмешался Расул Боташев?
Надеемся что все прояснится когда будут еще несколько таких моментов, быть может Мурат Нухович попал под влияние Расула Боташева, быть может Чеккуев его обманул или все банально и его купили?