У правозащитников из организации воинов-инвалидов отобрали отремонтированное ими помещение в центре Махачкалы
Еще в 2004 году дагестанское отделение межрегиональной общественной организации инвалидов войн и военной службы России (ИНН 0562052631) арендовало у муниципалитета помещение на улице Оскара, 18 в Махачкале. Площадь конторы – 64,9 кв. метра. Здесь принимали инвалидов и ветеранов войн и военных действий со всей республики – в организации состоят порядка 2,5 тыс. человек. Консультировали по юридическим и многим другим вопросам, ведь трудности для инвалидов не закончились после службы, а, скорее, только начались. Причем, общественники денег за свою правозащитную деятельность не получали, помогали бескорыстно.
Помещение было настолько запущенным, что в 2011 году руководитель отделения Нелли Раджабова приняла решение отремонтировать его за свой счет – на деньги, оставшиеся после смерти матери, ветерана Великой Отечественной войны. На то, чтобы привести кабинеты в порядок, понадобилось около 1,5 млн рублей.
В 2013 году глава администрации Махачкалы Саид Амиров дал указание городскому Комитету по имущественным отношениям компенсировать правозащитникам строительные расходы – за счет арендной платы. Но, как известно, в июне 2013 года Амиров была арестован, и его указание подчиненные не выполнили. Более того, в городской администрации и подведомственных ей структурах началась кадровая чехарда. За пять лет только в кресле руководителя Махачкалы побывали ректор ДГУ Муртазали Рабаданов, глава территориального ФОМС Магомед Сулейманов и министр строительства Муса Мусаева, который сегодня обвиняется в злоупотреблении должностными полномочиями и сидит в СИЗО Владикавказа.
Проблемы с арендой помещения у правозащитников начались в бытность мэром Махачкалы Магомеда Сулейманова.
По словам Нелли Раджабовой, весь 2013 год организация продолжала пользоваться арендованным, отремонтированным помещением и не ставила в известность городские власти о планах расторгнуть договор в следующем году. В 2014 году из-за пертурбаций в руководстве городские власти, по словам общественницы, вообще никаких договоров аренды не подписывали и не продлевали. Тем неожиданней было, что в ноябре 2014-го представители Комитета по имуществу Махачкалы потребовали от Раджабовой подписать договор задним числом, причем, не на всю площадь помещения, а на его часть – 52 кв. метра. Якобы остальные 12 кв. метров, согласно распоряжению мэра Магомеда Сулейманова, уже переданы в аренду другой организации – Союзу музыкантов. (Хотя даже позже, на суде, этот документ так и не был представлен). Как пояснял в суде глава Союза Хан Баширов, чиновники ему сказали, мол, «сиди и работай».
Представители Комимущества потребовали подписать документы, по словам Нелли Раджабовой, «в ультимативной форме, под угрозой выкинуть из помещения все вещи организации инвалидов» и отказать организации в продлении договора на 2014-й и последующие годы. О том, чтобы вернуть деньги, потраченные Раджабовой на ремонт помещения, не было и речи. «Всего нами было оплачено за аренду с учетом капитального ремонта с 2004 года 1 млн 876тыс. 196 рублей, в то время как фактическая инвентаризационная стоимость помещения составляла по состоянию на апрель 2015 года 200 тыс. 46 рублей», — рассказывает Нелли Борисовна.
Общественница уверена, что при подписании договора «присутствовал признак кабальности», а заключение его происходило от безысходности. «Это был фальсифицированный договор, который заставили нас подписать путем шантажа, угроз», — рассказывает правозащитница. По ее словам, договор, датированный январем 2014 года, был подписан председателем Комитета по имуществу Магомедом Гайдаровым, который заступил на эту должность только 30 мая! «На дату составления договора от 09.01.2014г. у Гайдарова М.Ч. отсутствовали полномочия для подписания договора аренды, согласно ст. 183 ГК РФ — Заключение сделки неуполномоченным лицом», — уточняет Н. Раджабова. Кроме того, 12 кв. метров помещения были изъяты у организации инвалидов войн без согласования, предупреждения, без составления Акта об изъятии арендованного, отремонтированного помещения и без какого-либо объяснения со стороны Комитета по имуществу Махачкалы. Вот так поступили городские власти с добросовестным арендатором, который 11 лет вносил плату и еще и отремонтировал помещение!
— Это был произвол. Масса писем и обращений во все структуры власти Дагестана, в правоохранительные органы. Мы стремились решить вопрос мирным путем. Бесполезно, — поясняет Нелли Раджабова свое решение обратиться в Арбитражный суд Дагестана.
Однако первая судебная инстанция оказалась на стороне чиновников. В жалобе на имя председателя Арбитражного суда республики Абумуслима Алиева Нелли Раджабова написала: «Одно то, что суд… написал в Решении, что организация инвалидов войны не была против подписания незаконного изъятия помещения в 2014 году, уже говорит о том, что суд был ЗАКАЗНОЙ и доказательства наши ему были не нужны. Он заранее уже определился с Решением! Стыд и позор судье… который узаконил рейдерский захват помещения у инвалидов…». Однако ответа не последовало. Сегодня организация инвалидов войн ожидает заседания 16 Арбитражного апелляционного суда в Ессентуках, где 19 июня будет рассматриваться ее жалоба.
Тем временем городские власти выставили помещение… на продажу, надеясь выручить за него 1 млн 967 тыс. рублей.
То есть общественники за свой счет отремонтировали помещение, чтобы власти смогли продать его, причем, не факт, что дороже и в интересах муниципалитета. Дело в том, что торги объявлялись дважды: в декабре прошлого и в марте нынешнего года. Однако, по данным Росреестра, имущество сегодня находится еще в собственности муниципальных властей.
Не ждут ли чиновники торгов на понижение? На наш взгляд, ситуация попахивает коррупцией…
К слову, на состоявшейся на днях прямой линии президент Владимир Путин поддержал Ирину Баракат, ставшую инвалидом после бомбежки в Сирии. Среди членов организации инвалидов войн и военной службы, которой руководит Нелли Раджабова, таких – 2,5 тыс. человек. И все они благодаря правозащитникам получают необходимую помощь и поддержку. Однако саму организацию власти Махачкалы почему-то позволяют себе выставить на улицу без объяснения причин. Мы будем внимательно следить за этой историей и обязательно расскажем, чем закончилось противостояние общественников и чиновников Махачкалы.
Тимур Иванов
Дагестанский портал противодействия коррупции