Юрий Коков мнит себя заступником интересов всех черкесов в мире. А на самом деле дальше спорных деклараций и обещаний уйти не может, играя на дешевом этническом популизме.
Юрий Коков не раз делал красивые «реверансы» в сторону адыгской общественности в своей республике, ведь представители черкесского этноса сегодня – это более половины населения Кабардино-Балкарии. А значит, и более половины электората. Например, еще два года назад он заявил, что в его республике «черкесский вопрос» вообще не имеет никакой остроты, противопоставив себя Рашиду Темрезову из Карачаево-Черкесии, где этническая проблема самоопределения черкесов, напротив, возникает регулярно.
Однако, шумно заигрывая с кабардинцами, Юрий Коков, фактически, воспринимает другие титульные этносы республики как второсортные. Неслучайно балкарцы уже неоднократно заявляли о том, что власти Кабардино-Балкарии отказываются решать их проблемы: речь идет о восстановлении четырех районов Балкарии, существовавших до марта 1944 года и возвращении им населенных пунктов Хабаз, Кичмалка, Жанхотеко, Зарагиж, Ташлы-Тала и поселка Фанерного завода.
Не принимается в Кабардино-Балкарии комплексная программа реабилитации и культурного возрождения балкарского народа: Юрий Коков на этот счет уже и обещаний никаких не делает – понимает, что его в очередной раз поймают за язык на популизме. Тем более, что балкарцы церемониться с пустыми обещаниями Кокова не будут: председатель Совета старейшин балкарского народа Исмаил Сабанчиев поставил властям региона ультиматум – если команда Юрия Кокова радикально не улучшит социально-экономическое положение в горных балкарских селах, то старейшины поднимут вопрос о выходе Балкарии из состава республики.
А вот кабардинцев Коков обещаниями продолжает «кормить», да еще как! В сентябре прошлого года он выступил на открытии съезда Международной черкесской ассоциации (МЧА), который проходил в Нальчике. Коков заявил перед умудренными сединами старейшинами, что необходимо унифицировать адыгскую письменность, чтобы учебники, газеты, журналы и книги издавались на основе единого языка. Сегодня, как известно, существует три по сути самостоятельных (хотя и крайне схожих) варианта адыго-черкесской письменности – адыгская, черкесская и кабардинская.
«Здесь потребуются совместные усилия органов власти, научных учреждений, литераторов и педагогов», – заявил Юрий Коков.
Звучит, конечно, очень красиво. Каким поборником глобализации предстает глава Кабардино-Балкарии в глазах черкесов всей планеты! Правда, с момента его красивого заявления минуло десять месяцев, а ни одного практического шага в сторону его реализации сделано так и не было. Более того, заявление Кокова приобрело множество противников – в том числе, среди адыгской интеллигенции.
Оказывается, советники Юрия Кокова, писавшие ему текст выступления на съезде Международной черкесской ассоциации, просто-напросто плохо знали «материальную часть» касательно истории родной письменности.
Непонятно вообще, на какой основе создавать новую письменность – в разные периоды истории она базировалась на основе кириллицы, латиницы (ею до сих пор пользуются турецкие адыги) и даже арабской вязи. Как пишет исследователь кабардино-черкесского языка А. Кушхабиев из Кабардино-Балкарского научного центра РАН, большинство лингвистов скептически относятся к функционированию каких-либо адыгских алфавитов до XX века. Выявлено незначительное количество материала, содержащего адыгскую письменность эпохи Средних веков и Нового времени. То есть необходимо проводить масштабные, комплексные исследования по выявлению и анализу материалов адыгской письменности, использовавшейся в разные периоды истории. Кто будет финансировать эти исследования, неизвестно.
Фактически, Юрий Коков пытается повторить путь – и вместе с ними ошибки – допущенные большевиками, которые в конце 20-х – начале 30-х годов занялись искусственной унификацией языков малых народов СССР. Тогда, казалось бы, частный вопрос о письменности, относящийся главным образом к проблеме просвещения, приобрел важное социально-политическое значение. К его решению было приковано внимание партийных и советских органов в центре и на местах, советских ученых-лингвистов и работников просвещения.
Предложение Кокова доктор филологии Мина Шхапацева сравнивает с тем, как если бы он предложил создать единую письменность для русских, украинцев и белорусов. Вроде, внешне они похоже, но на самом деле множество непреодолимых различий.
Да и непонятно, какой диалект брать за основу – видимо, Коков считает, что это должен быть именно кабардино-бесленеевский диалект, распространенный именно в Кабардино-Балкарии. То есть это уже не просто культурное, но и политическое влияние! В общем, Коков, видимо, на себя снова примерить роль Ленина или как минимум наркома просвещения Луначарского, который росчерком пера вершил судьбы народов, языков, культур…
Владимир Гемуев
Источник: КБР-инфо
КАВКАЗСКИЙ ДНЕВНИК
Новости по теме