Дагестан Post — Новости

7 русских народных промыслов, которые дожили до наших дней

Не все старинные народные промыслы в России дотянули до века смартфонов, беспилотных машин и роботов. Зато те, что сохранились, по-прежнему радуют глаз и душу.  Куда ехать, чтобы познакомиться с традиционными ремеслами, чему научиться на мастер-классах и где купить красивые и самобытные вещицы?

Тула. Пряники

«…заедает пряником печатным» заморские вина старуха из известной сказки Пушкина.

«Печатанье», то есть формование и прессование теста для пряника деревянными резными дощечками — технология, которая сделала пряники из Тулы известными далеко за пределами этого старинного русского города.

Но, конечно, дело не только в «печатании», тульский пряник выпекается с добавлением мёда и других сладостей, очень долго хранится и обладает превосходным вкусом, отсюда и его всемирная слава.

Первые упоминания о тульском лакомстве относятся к 1685 году, современное производство возрождено в 1957 году. В городе Туле создан Музей пряника.

Семёнов. Хохломская роспись

Нехитрый растительный узор, которым иконописцы из села Хохлома Нижегородской губернии расписывали деревянную посуду, принёс им международное признание.

Сама техника хохломской росписи известна с XVII века, а в конце XIX века, после успеха на международной Парижской выставке, хохломская роспись стала экспортным товаром и «фирменным стилем» нашей страны.

В настоящее время предприятие, где вручную, по оригинальной старинной технологии расписывают деревянные изделия, действует в городе Семёнове Нижегородской области.

Гжель. Русский фарфор

Фарфоровых заводов в мире существовало и существует много, гжель — чисто российский бренд, существующий с середины ХII века и упомянутый ещё в документах московского князя Ивана Калиты.

А с первой половины XIX века начался выпуск классической сине-белой гжельской посуды из фарфора и фаянса. «Гжельский куст», объединяющий 27 деревень, находится в 65 километрах от Москвы, здесь и сегодня живут потомственные гончары и самобытные художники.

Многие уникальные работы гжельских мастеров выставлены в крупнейших музеях нашей страны и всего мира.

Жостово. Подносы

В истории мирового прикладного искусства найдётся немного примеров, когда один предмет домашнего обихода становится целым художественным направлением. Причём фактически с единственным сюжетом — цветочным букетом простой композиции.

Жостовская роспись подносов — один из таких примеров.

С 1825 года в селе Жостово Мытищинского уезда Московской губернии стали расписывать кованые стальные подносы, и это ремесло стало к концу века настоящим народным искусством.

В Жостово находится единственный в мире Музей подносов.

Дымково. Глиняная игрушка

Дымковская игрушка, став всемирно знаменитой, не ушла от своего первоначального предназначения — радовать детей и взрослых.

Ведь главный её элемент — незамысловатая глиняная свистулька, которую начали изготовлять на радость детям четыре века назад в селе Дымково Вятской губернии (сегодня — Кировская область).

Потом из рук самобытных художников стали выходить и фантастические полулюди—полукони («полканы»), и петухи с павлиньими хвостами, а также барышни, солдаты и даже генералы.

В стиле дымковской игрушки уже в ХХ веке даже был снят мультфильм «Вернулся служивый домой». В церемонии открытия зимней Олимпиады-2014 тоже были использованы мотивы знаменитого русского промысла — дымковской глиняной игрушки.

Павловский Посад. Платки

Платочное производство в подмосковном селе Павлово возникло в 1795 году.

Через полвека здесь стали выпускать первые шерстяные платки с набивным рисунком — технология, прославившая посадских мастеров далеко за пределами нашей страны.

В 1958 году павловские платки получили Большую золотую медаль на Всемирной выставке в Брюсселе.

Весь славный путь, который народный промысел прошёл за последние двести лет, сегодня ярко представлен в Музее, созданном при Павловопосадской платочной мануфактуре.

Палех. Лаковая миниатюра

Дата возникновения этого народного промысла известна точно — 1921 год.

Именно тогда, во время гражданской войны, старинный иконописный промысел в Ивановской губернии обрёл новый стиль — лаковые миниатюры, основанные на тех же иконописных традициях, но с новой, «рабоче-крестьянской» тематикой.

В 1925 году палехские лаковые миниатюры успешно представляли русское традиционное искусство на Всемирной выставке в Париже.

Сегодня и палехские миниатюры, и их предшественницы — иконы, собраны в Музее
палехского народного промысла.

Источник: http://tourweek.ru/articles/world/300306/ © Tourweek.ru