Не все старинные народные промыслы в России дотянули до века смартфонов, беспилотных машин и роботов. Зато те, что сохранились, по-прежнему радуют глаз и душу. Куда ехать, чтобы познакомиться с традиционными ремеслами, чему научиться на мастер-классах и где купить красивые и самобытные вещицы?
Тула. Пряники
«…заедает пряником печатным» заморские вина старуха из известной сказки Пушкина.
«Печатанье», то есть формование и прессование теста для пряника деревянными резными дощечками — технология, которая сделала пряники из Тулы известными далеко за пределами этого старинного русского города.
Но, конечно, дело не только в «печатании», тульский пряник выпекается с добавлением мёда и других сладостей, очень долго хранится и обладает превосходным вкусом, отсюда и его всемирная слава.
Первые упоминания о тульском лакомстве относятся к 1685 году, современное производство возрождено в 1957 году. В городе Туле создан Музей пряника.
Семёнов. Хохломская роспись
Нехитрый растительный узор, которым иконописцы из села Хохлома Нижегородской губернии расписывали деревянную посуду, принёс им международное признание.
Сама техника хохломской росписи известна с XVII века, а в конце XIX века, после успеха на международной Парижской выставке, хохломская роспись стала экспортным товаром и «фирменным стилем» нашей страны.
В настоящее время предприятие, где вручную, по оригинальной старинной технологии расписывают деревянные изделия, действует в городе Семёнове Нижегородской области.
Гжель. Русский фарфор
Фарфоровых заводов в мире существовало и существует много, гжель — чисто российский бренд, существующий с середины ХII века и упомянутый ещё в документах московского князя Ивана Калиты.
А с первой половины XIX века начался выпуск классической сине-белой гжельской посуды из фарфора и фаянса. «Гжельский куст», объединяющий 27 деревень, находится в 65 километрах от Москвы, здесь и сегодня живут потомственные гончары и самобытные художники.
Многие уникальные работы гжельских мастеров выставлены в крупнейших музеях нашей страны и всего мира.
Жостово. Подносы
В истории мирового прикладного искусства найдётся немного примеров, когда один предмет домашнего обихода становится целым художественным направлением. Причём фактически с единственным сюжетом — цветочным букетом простой композиции.
Жостовская роспись подносов — один из таких примеров.
С 1825 года в селе Жостово Мытищинского уезда Московской губернии стали расписывать кованые стальные подносы, и это ремесло стало к концу века настоящим народным искусством.
В Жостово находится единственный в мире Музей подносов.
Дымково. Глиняная игрушка
Дымковская игрушка, став всемирно знаменитой, не ушла от своего первоначального предназначения — радовать детей и взрослых.
Ведь главный её элемент — незамысловатая глиняная свистулька, которую начали изготовлять на радость детям четыре века назад в селе Дымково Вятской губернии (сегодня — Кировская область).
Потом из рук самобытных художников стали выходить и фантастические полулюди—полукони («полканы»), и петухи с павлиньими хвостами, а также барышни, солдаты и даже генералы.
В стиле дымковской игрушки уже в ХХ веке даже был снят мультфильм «Вернулся служивый домой». В церемонии открытия зимней Олимпиады-2014 тоже были использованы мотивы знаменитого русского промысла — дымковской глиняной игрушки.
Павловский Посад. Платки
Платочное производство в подмосковном селе Павлово возникло в 1795 году.
Через полвека здесь стали выпускать первые шерстяные платки с набивным рисунком — технология, прославившая посадских мастеров далеко за пределами нашей страны.
В 1958 году павловские платки получили Большую золотую медаль на Всемирной выставке в Брюсселе.
Весь славный путь, который народный промысел прошёл за последние двести лет, сегодня ярко представлен в Музее, созданном при Павловопосадской платочной мануфактуре.
Палех. Лаковая миниатюра
Дата возникновения этого народного промысла известна точно — 1921 год.
Именно тогда, во время гражданской войны, старинный иконописный промысел в Ивановской губернии обрёл новый стиль — лаковые миниатюры, основанные на тех же иконописных традициях, но с новой, «рабоче-крестьянской» тематикой.
В 1925 году палехские лаковые миниатюры успешно представляли русское традиционное искусство на Всемирной выставке в Париже.
Сегодня и палехские миниатюры, и их предшественницы — иконы, собраны в Музее
палехского народного промысла.
Источник: http://tourweek.ru/articles/world/300306/ © Tourweek.ru