Дагестан Post — Новости

Кавказская война: уроки истории

Как то в разговоре с одним из путешественников из Франции, каким-то неведомым ветром занесенным в Дагестан, я посетовал на то, что нашу республику европейцы с недавнего времени считают опасным регионом. На это он ответил, что, действительно, Дагестан считается неспокойным краем, только не с 90-х годов XX века, а намного раньше – с начала XIX века, со времен Кавказской войны.
С той самой войны, которая длилась десятки лет, уничтожила множество сел горного Дагестана и Чечни, погубила бессчетное количество жизней и вынудила десятки тысяч горцев эмигрировать в Османскую империю.
Конференция
Международная научная конференция «Кавказская война: панорама событий и уроки истории (к 150-летию окончания)» прошла в Дагестанском научном центре Российской Академии наук.
Вопросы истории войны, ее описания в легендах и песнях народов Кавказа, политике России на Кавказе в XIX веке, — все нашло свое место в выступлениях ученых из Махачкалы, Москвы, Грозного, других городов России, Белоруссии, Грузии и Азербайджана.
Прошло 200 лет со дня подписания Гюлистанского мирного договора и формального вхождения Дагестана в состав Российской Империи. Пятьдесят лет восстаний, стычек, нападений и военных действий нужно было для того, чтобы Дагестан стал частью Российской Империи де-факто. И уже 150 лет в исторической науке и на обывательском уровне идут ожесточенные споры об этой войне.
Что она дала Дагестану? Имела ли она смысл? Какова роль в ней Шамиля? Кто он – освободитель Дагестана или английский шпион?
Человек, уничтоживший огнем и мечом половину Дагестана, тех, кто не хотел идти за ним, понимая бессмысленность войны?
Имам традиционного для Дагестана направления Ислама или предводитель и путеводная звезда для салафитов? Человек отчаянной храбрости или капитулянт, сдавшийся на милость победителя в обмен на возможность жить в тепле и достатке? Герой легенд, песен и преданий, восхвалявших его, или антигерой легенд и песен, проклинавших его?

Не раз менялись официальные версии о роли Шамиля в Кавказской войне, эти перемены рушили судьбы ученых, отстаивавших свою позицию, и эти же перемены служили кормушкой для пcевдоученых — флюгеров, готовых с пеной у рта отстаивать официальную позицию. Сегодня сведения о Кавказской войне в учебниках истории Дагестана разительно отличаются от данных, представленных в учебнике по истории России.

Конференцию открыл Заместитель Председателя ДНЦ РАН доктор исторических наук профессор Муртазали Гаджиев.

«По прошествии 150 лет после окончания войны ее история, проблемы и вопросы вызывают порой жесткие споры и дискуссии и не только в научной среде, но и у любителей истории. В особенности, по основополагающим вопросам истории Кавказской войны, таким как причины и характер, оценки и значение, ее последствия.» — сказал Муртазали Гаджиев,
— «Наша задача — исследовать проблемы истории Кавказской войны объективно, непредвзято, без фальсификации, прийти к исторической истине, которая не всегда бывает красивой и приглаженной.

Пленарное заседание

Доктор исторических наук Гани Каймаразов выступил с докладом о культурной жизни Дагестана в период Кавказской войны. Кавказская война, длившаяся не одно десятилетие, нанесла огромный ущерб экономике и культуре Дагестана. От военных действий некоторые горные аулы были почти полностью разрушены, уничтожены памятники культуры.
Академик Академии Наук Чеченской Республики Вахит Акаев рассказал о старых и новых интерпретациях Кавказской войны, как трансформировалось у населения видение Кавказской войны за полтора века после ее завершения.
Доктор исторических наук Эльмира Далгат говорила о том, как дагестанское общество после окончания Кавказской войны интегрировалось в общероссийское пространство.
Участники конференции продолжили обсуждение вопросов о Кавказской войне в трех секциях:
«Вопросы источниковедения и историографии Кавказской войны»
«Кавказская война в исторических описаниях, фольклоре, литературе и искусстве»
«Кавказ в XIX веке: политическая история».
Темы докладов были самыми разнообразными: о героях Кавказской войны и рассказам о ней в народном фольклоре и песнях, легендам в народных описаниях некоторых ее важнейших событий. Рассказывалось о начале Кавказской войны, приводились детальные описания отдельных страниц истории войны и сражений.
Обсуждались тактика ведения боевых действий армии имама Шамиля, устройство Имамата, его законы и повседневная жизнь горцев в нем, политика России в начале XIX века, причины переселения горцев в Османскую Империю, восстания горцев после окончания Кавказской войны, литературные источники и художественные полотна, в которых описана Кавказская война.
В одном из докладов оспаривался и сам термин «Кавказская война».

Шамиль и Байсунгур

Очень содержательным было выступление доктора исторических наук Президента Академии наук Чеченской Республики Шахрудина Гапурова «Страницы истории Кавказской войны: Всеобщее восстание в Чечне в 1840 г.».
Доктор исторических наук Юсуп Дадаев, известный своей творческой плодовитостью и книгами о Кавказской войне, в которых правда мешается с вымыслом, выступил с докладом «Была ли альтернатива народно-освободительной борьбе Дагестана и Чечни в XIX в. под руководством имама Шамиля?», больше похожим на псевдоисторический опус.
Острую дискуссию вызвал доклад кандидата исторических наук старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Патимат Тахнаева «Наиб Байсунгур из Беноя: страницы военной биографии».
По одной из легенд во время пленения имама Шамиля князем Барятинским рядом с имамом был наиб Байсунгур из Беноя, герой Кавказской войны.
Одноногий и однорукий Байсунгур с горсткой отчаянных храбрецов совершал неожиданные и стремительные набеги.
Согласно легенде, Байсунгур отказался сдаваться вместе с Шамилем, и попытался остановить его со словами «Лучше смерть, чем сдача в плен! Или убей себя, Шамиль, или повернись ко мне лицом, чтобы я убил тебя». Но Шамиль не повернулся, а ушел в плен к своим противникам. А Байсунгур со своими сторонниками прорвался сквозь оцепление русских солдат и еще два года продолжал эту войну.

Патимат Тахнаева рассказала, что по данным дагестанских и российских источников, штабной и официальной военной корреспонденции, воспоминаний современников, участников осады и пленения Шамиля, Байсунгура в Гунибе в тот день не было. И вся эта легенда является выдуманной.

Эта версия вызвала ожесточенные споры между участниками конференции. Легенда, для многих кавказцев ставшая частью истории, вернулась в свое первоначальное состояние – опять стала вымыслом.
Историки изучали, изучают и будут изучать то удивительное и жестокое время – время Кавказской войны.
Хотелось бы, чтобы история того времени очистилась от наслоения песвдоисторий и освободилась от псевдоисториков.
Чтобы наконец-то отошли от излишней героизации и демонизации участников этой войны. Чтобы появились, наконец, книги и учебники по истории, в которых эти события описываются беспристрастно, основываясь на исторических данных, а не на легендах и мифах.

Арип Ахмедханов