Дагестан Post — Новости

Обокраденный курорт

Президент Путин строит стадионы, а мэр Хрестин превращает их в базары

Чем мэр Геленджика В. Хрестин скомпрометировал Россию, как представители местной элиты передавали Центральный стадион курорта в руки частников и будет ли построен на футбольном поле жилмассив.

По английским газонам не ходить!

Нынешней весной Кубань, которая готовится принять Чемпионат мира по футболу 2018 года, оконфузилась по-спортивному. И все «благодаря» властям Геленджика. Местные футбольная команда «Спартак», много лет играющая в высшей лиге края, Кубках края и губернатора, и спортшкола «Спарта» лишились собственного поля. На ближайшие два года Геленджик предоставляет стадионы «Спартак» в Северном микрорайоне и «Олимп» в Кабардинке в распоряжение будущего ЧМ. В нынешнем году на аренах пройдет реконструкция, а в следующем они станут тренировочной базой для команд-участниц мундиаля. Других действующих полей в Геленджике нет. Вот и получается, что из-за проведения в стране ЧМ должны были быть распущены городская команда и спортивная школа, существовавшие на протяжении многих лет. А ведь это расходится с целями, которые власти ставили, приглашая в Россию мундиаль. Президент Владимир Путин в свое время заявлял, что «сам факт проведения чемпионата послужит хорошим толчком для российского футбола», что в регионах появится порядка 500 новых площадок. Поэтому губернатор Кубани Кондратьев, узнавший, что главный тренер ФК «Спартак» Анастас Константиниди и преподаватель спортшколы «Спарта» Александр Головнев попросили депутата Госдумы, экс-мэра Новороссийска Владимира Синяговского «пробить» в Москве для города-курорта новый стадион, был крайне возмущен. Столько-де спортивных объектов строится на Кубани, и к ЧМ, и в рамках целевых программ, не может не быть в Геленджике поля! Тем более Вениамин Кондратьев в курсе, что на набережной города-курорта располагается Центральный стадион «Спартак» – почему бы там не разместить команду и спортшколу? Однако это оказалось невозможным: стадион и земля под ними сегодня в руках не муниципалитета, а частников.

По нашим данным, интеллигентный губернатор Кондратьев рвал и метал, и потребовал от мэра Геленджика Виктора Хрестина в кратчайшие сроки найти поле для футбольной команды и спортивной школы. В апреле в Кабардинке, Архипо-Осиповке и Дивногорском в авральном порядке и под личным присмотром Хрестина началось строительство спортплощадок. Заброшенное поле в селе Дивноморском было решено отдать футболистам-«спартаковцам», здесь спешно начали готовить искусственное покрытие и возводить трибуны, раздевалки, комнаты отдыха для спортсменов и судей. Между тем поле на Центральном стадионе «Спартак», где еще три года назад тренировались команда Геленджика и воспитанники спортшколы «Спарта», имеет естественное покрытие, одно из лучших на Кубани.

Стадион «Спартак»на ул. Революционной

Местные специалисты, побывавшие в Англии и перенявшие там опыт создания высококлассных футбольных газонов, трудились над естественным полем «Спартака» на протяжении нескольких лет. Последняя реконструкция центрального стадиона, построенного в 1981 году на улице Революционной 19А, проводилась в начале 2000-х. В 2004 году тогдашний мэр Геленджика Сергей Озеров открыл возрожденный стадион, и вновь собранная команда «Спартак-Геленджик» стартовала в краевых соревнованиях. Вскоре на улице Революционная заработала и спортивная школа «Спарта». Казалось, геленджикский футбол обрел второе дыхание. Возможно, так это и было бы, если бы футбольный клуб и спортивная инфраструктура не попали под контроль местной элиты, аффилированной с тогдашним мэром Озеровым, его коммерческим «Геленджик банком» и будущим мэром Хрестиным.

Длинные руки и ветвистые связи

Деятельность Озерова и компании сопровождалась разного рода скандалами, в том числе коррупционными.

Теперь уже экс-мэр Геленджика С. Озеров

Считается, что в конце 1990-х именно с подачи тогдашнего мэра местный горсовет принял постановление «Об участии в социально-экономическом развитии города-курорта Геленджик», на основании которого с застройщиков взымалась своего рода «дань» и аккумулировалась на счетах «Геленджик банка». После многочисленных жалоб предпринимателей на незаконные поборы прокуратура и суд города вынуждены были заняться этим вопросом, что подвигло депутатов в 2001 году отменить свое же решение. Но уже в 2003 году в Геленджике была создана Торгово-промышленная палата, а при ней – Фонд социально-экономического развития. Как мы предполагаем, фонд продолжил принудительно-благотворительные сборы с предпринимателей якобы в интересах развития курорта. Чуть позже, в 2006-м, была создана еще одна подобная структура – НП «Содействие в Развитии Курорта Геленджик», якобы оказывающая правовые услуги. Эти организации через ветвистые учредительные связи были аффилированны с мэром Озеровым и его окружением, в частности, с председателем правления «Геленджик банка» Александром Федотовым, председателем городского собрания Геленджика Болатом Закарьяновым (сегодня работает в управлении делами президента РФ), гендиректором санатория «Красная талка» Константином Димитриевым. А также – с владельцами крупного курортного бизнеса Христофором Муратовым (как рассказывало издание «Совершенно секретно», в 1980-х годах он отсидел шесть лет по делу Железной Бэллы, а в 2000-х приятельствовал с начальником местной милиции Манько), семейством Хрестиных (через Анатолия Хрестина, брата нынешнего мэра) и Виктором Коломийцевым.

В 2002 году представители озеровско-хрестинской элиты создали ОАО «Футбольный клуб города-курорта Геленджик», просуществовавший до 2006 года. В 2004-м – Некоммерческое партнерство «Физкультурно-спортивное общество «Футбольный клуб «Спартак», зарегистрированное по адресу стадиона на улице Революционной, 19А. Учредителями партнерства были упомянутые выше председатель правления «Геленджик банка» Федотов и глава ТТП Геленджика, гендиректор санатория «Красная талка» Димитриев. Руководил футбольным клубом Андрей Яковлев (позже Ирина Яковлева), он же числился директором стадиона «Спартак». По адресу стадиона располагались еще несколько фирм, которые так или иначе были связаны с Яковлевым, Федотовым, Димитриевым и предпринимателем Коломийцевым (он в свою очередь связан с бизнесом семьи Болата Закарьянова).

Вскоре стадион перестал быть муниципальным – по нашим данным, в 2000-х годах футбольный клуб взял кредит в «Геленджик банке» под залог «Спартака» и не смог расплатиться. Примерно в это же время мэрия передала землю на Революционной, 19 А в долгосрочную аренду частной компании. Но так как стадион оставался базой для футболистов и воспитанников спортивной школы, широкая общественность о смене его собственника до поры до времени не знала.

Сделка «благодетелей»

Первые тревожные звонки прозвучали осенью 2012 года. Во-первых, мэр Хрестин на встрече с футболистами геленджикского «Спартака» продемонстрировал план будущего городского стадиона, не рассказав при этом, где и кем он будет построен.

Теперь уже экс-мэр Геленджика С. Озеров

Во-вторых, предприниматель Павел Туркин учредил в Геленджике ООО «Гавань», которое вошло в группу «РАМО-М» (возводит на Кубани собственные магазины). Наконец, гендиректор «РАМО-М» Константин Севастьянов, будучи номинированным на девелоперскую премию, представил в перечне своих достижений проект «ТРЦ «Красная площадь» в Геленджике». В результате в городе заговорили о том, что на месте действующего центрального стадиона «Спартак» будет построен торгово-развлекательный центр. В июне 2013 года местные СМИ попытались получить официальную информацию о будущем стадиона. В девелоперском холдинге и в ФК «Спартак» от ответа уклонились, а в мэрии сообщили, что стадион – давно уже не муниципальная собственность, и что там будет строиться, чиновники якобы не в курсе.

Только в сентябре 2013 года стороны раскрыли карты – на Сочинском экономическом форуме между компанией «Гавань» и мэрией было подписано инвестиционное соглашение. «Дочка» компании «РАМО-М» бралась построить на месте центрального стадиона «Спартак» торгово-развлекательный центр «Красная площадь», а в микрорайоне «Северный» на улице Солнцедарской – новую городскую футбольную площадку. Властями Геленджика и девелоперами это соглашение преподносилось как несомненное благо для города – и новый магазин у него будет, и новый стадион.

Теперь уже экс-мэр Геленджика С. Озеров

В июле 2014 года мэр Хрестин открыл стадион на Солнцедарской, и тот стал базой для футбольного клуба «Спартак». К новому объекту горожанами и специалистами высказывалось много претензий, в том числе, что он расположен в удаленном от центра микрорайоне с неразвитой транспортной инфраструктурой, а ведь теперь на Солнцедарской должны проходить встречи ФК, тренировки воспитанников спортшколы и все городские массовые мероприятия. Кроме того, специалисты отмечали, что корпус стадиона неверно спланирован – с севера на юг (во всем мире стадионы строятся с запада на восток). Не говоря уже о том, что по качеству покрытия новое поле сильно уступает «спартаковскому» на ул. Революционной. О качестве нового стадиона, к слову, говорит тот факт, что спустя два года после открытия на нем запланирована реконструкция стоимостью 100 миллионов рублей. Деньги выделяют федеральный и краевой бюджет. Без реконструкции новый «Спартак» не сможет быть тренировочной базой для команд-участниц Чемпионата мира в 2018 году. (Кстати, стадион на Солнцедарской является частью спортивного комплекса «Атлант», строящегося под патронажем Хрестина на северной окраине Геленджика уже много лет. Первым здесь в 2011 году начали сооружать бассейн, но он так и не запущен. По нашим данным, чаша бассейна уже успела треснуть…)

На «Спартаке» оформят дубль?

В результате инвестиционного соглашения Геленджик получил стадион на окраине, к тому же исполненный с качеством, вызывающим вопросы. Зато девелоперам достался лакомый кусок земли в самом центре города, на набережной, площадью около 22 тыс. квадратных метров и кадастровой стоимостью 220 млн рублей. То, что цена квадратного метра земли в микрорайоне «Северной» значительно ниже, знает на курорте даже школьник. Более того, никакого ТРЦ на месте центрального стадиона до сих пор так и не появилось. Поначалу девелоперы называли сроком технического запуска центра конец 2015 года. При этом компания постоянно «увеличивала» площадь будущего ТРЦ – первоначально сообщалось о трех этажах и 47 тыс. квадратных метров, затем уже о пяти этажах и 82 тыс. квадратных метров. Но стройку до сих пор не начали. Весной 2014 года фирма «Гавань» сдала объекты спорткомплекса в субаренду геленджикскому ИП Рыжков, а тот – предпринимательнице Мажуре. В результате периметр стадиона превратился не то в базар, не то в злачное место: здесь уже не только торгуют, строят аттракционы, сдают в аренду карты и велосипеды, но и селят незаконных мигрантов. Наконец, в прошлом году мэр Хрестин сообщил, что девелоперы строить ТРЦ и вовсе передумали. Учитывая, что на границе земельного участка «Спартака», который, напомним, находится в муниципальной собственности и передан «Гавани» в долгосрочную аренду, растут коттеджи и многоэтажки, можно предположить, что так называемая элита курорта готовится «раздербанить» землю под многоэтажную застройку. Это настолько прибыльный бизнес, что каждый «клочок» земли в центре курорта застроен. Многоэтажки растут и вокруг стадиона «Спартак» на улицах Курзальная, Приморская и т.д.

Естественно, отвечать за «фокус» с центральным стадионом Геленджика никто из его авторов не желает. В 2014 году стали закрываться компании, расположенные по адресу центрального стадиона «Спартак» и аффилированные с бывшим и нынешним руководителями города-курорта. К примеру, НК «Физкультурно-спортивное общество «Футбольный клуб «Спартак» было ликвидирован по решению суда – якобы эта некоммерческая организация вовремя не отчитывалась о своих финансах перед краевым управлением юстиции. В 2015 году началась процедура банкротства в «Геленджик банке», у которого Центробанк отозвал лицензию. То есть фирмы, при которых центральный стадион курорта стал частной собственностью и потерял свое изначальное предназначение, фактически растворились.

Но вот что любопытно: упомянутые нами выше персоналии из окружения Озерова и Хрестина продолжают контролировать геленджикский футбол, только под новой «крышей». В 2016 году они создали Ассоциацию «Футбольный клуб «Спартак-Геленджик», в состав учредителей которого вошли в том числе брат действующего мэра Хрестина Анатолий, сын экс-мэра Озерова Павел, бывший учредитель ликвидированного ФК «Спартак» Константин Димитриев, бизнесмен с криминальным прошлым Христофор Муратов. (К слову, А. Хрестин и Х. Муратов вместе с высокопоставленным кремлевским чиновником Б. Закарьяновым являются учредителями ОО «Клуб спортивной охоты «Геленджик-Динамо»).

И вполне может получиться так, что объекты на Солнцедарской, которые сегодня управляются МУП «Стадион «Спартак» МО город-курорт-Геленджик», через несколько лет тоже перейдут из муниципальной собственности – в частную.

Ф. Иванов

ЧЁРНЫЙ СПИСОК