В Дагестане разворачивается очередная скандальная история с банкротством градообразующих предприятий
На сей раз призрак краха навис над активами, которые ассоциируются с именем бывшего премьер-министра республики Мухтара Меджидова – заводами имени Плешакова и «ДагЗЭТО» в городе Избербаше и высокотехнологичным предприятием «Русская радиоэлектроника».
По странному стечению обстоятельств одновременно стартовал и процесс банкротства Корпорации развития Дагестана – структуры по привлечению инвестиций в республику, которую возглавляет бывший топ-менеджер холдинга Мухтара Меджидова Александр Иванченко.
Плешаковцы вышли на улицу
О серьезных проблемах на радиозаводе имени Плешакова, одном из крупнейших предприятий города Избербаша, стало широко известно после того, как 19 сентября его сотрудники (примерно сто человек) провели акцию протеста с требованием погасить долги по зарплате.
«Предприятие задолжало большие суммы банкам, налоговикам, пенсионному фонду, его имущество и счета арестованы, – рассказали КАВПОЛИТу представители трудового коллектива завода имени Плешакова. – О том, что арестованы счета, мы знали давно: деньги не поступали с января, зарплату мы не получаем уже девятый месяц. А когда несколько дней назад на завод приезжал Мухтар Меджидов, оказалось, что арестовано и имущество, поэтому продать его и расплатиться с долгами невозможно».
По словам сотрудников предприятия, выйти на митинг их заставило отсутствие реакции властей на их проблемы: «В мае мы написали заявление о задержках зарплат в прокуратуру, но там нашими проблемами никто не заинтересовался. Через месяц написали обращение Путину, директор его подписал, но до Путина оно не добралось – мы узнали, что его не отправили».
Мухтар Меджидов. Фото: «Аргументы и факты»
Сейчас на предприятии действуют несколько цехов, но часть коллектива (порядка 50 человек) объявила о прекращении работы до тех пор, пока руководство завода не погасит задолженность по зарплате. При этом сотрудники не могут найти в этой истории «концы».
«Мухтар Меджидов от себя вину отвел, все свалил на предыдущих генеральных директоров, которые якобы украли деньги, поступившие на счет завода, – 135 миллионов рублей аванса за выпускаемые изделия по оборонзаказу», – рассказали КАВПОЛИТу плешаковцы.
Следующий митинг на избербашском предприятии намечен на 3 октября.
Несбывшиеся инновационные амбиции
Радиозавод имени Плешакова был одним из последних «детищ» советской радиоэлектронной промышленности. Его создание началось в 1978 году в качестве филиала производственного объединения «Полет». Предполагалось, что Избербаш станет пунктом конечной сборки радиолокаторов, «начинку» для которых производили в Челябинске.
В отличие от многих других промпредприятий Дагестана, после распада СССР завод не прекратил свое существование, а вошел в состав финансово-промышленной группы «Кредо», созданной в начале 1990-х годов бизнесменом Мухтаром Меджидовым. В этом же холдинге оказалось еще одно предприятие в Избербаше – Дагестанский завод электротермического оборудования («ДагЗЭТО»).
В середине прошлого десятилетия завод имени Плешакова входил в число наиболее успешных дагестанских предприятий (Мухтар Меджидов возглавлял тогда его совет директоров). В 2007 году завод показал выручку в размере 591 млн рублей и чистую прибыль 20,5 млн рублей, а спустя год, соответственно, 422 и 3,7 млн рублей – для переживших развал СССР остатков дагестанского хайтека суммы весьма внушительные.
В эти же годы холдинг Мухтара Меджидова начинает работу над созданием первого в Дагестане IT-парка на базе завода имени Плешакова. В модернизацию предприятия было вложено около 400 млн рублей – в частности, было закуплено современное оборудование компании Agilent Technology, дочерней структуры концерна Hewlett&Packard. Для IT-парка на территории заброшенной промзоны в Махачкале было построено современное здание, напичканное самой передовой электроникой.
Успехи Мухтара Меджидова в развитии промышленности получили признание руководства республики. В мае 2009 года он был назначен первым вице-премьером правительства Дагестана и сохранил этот пост после того, как через несколько месяцев новым президентом республики стал Магомедсалам Магомедов.
Это дало стимул для нового этапа развития предприятий группы «Кредо». В конце 2011 года завод имени Плешакова подписал соглашение с немецким концерном Thales – одним из ведущих мировых производителей авианавигационного оборудования. IT-парк «Идея-серия» вошел в список приоритетных проектов Республики Дагестан, в его развитие в 2012-2013 годах планировалось вложить до 5 млрд рублей. Кроме того, на заводе имени Плешакова было освоено новое направление – производство лифтов.
Руководство холдинга «Кредо» рассчитывало, что к проекту IT-парка подключатся крупные федеральные структуры, например, госкорпорация «Ростехнологии» в качестве соинвестора или Объединенная авиастроительная корпорация в качестве заказчика электронного оборудования.
В одном из интервью того времени генеральный директор управляющей компании IT-парка ОАО НПК «Русская радиоэлектроника» Александр Иванченко заявлял, что в результате глубокой модернизации производства завод имени Плешакова к 2013–2014 годам выйдет на оборот 2 млрд рублей в год. К 2015 году штат предприятия планировалось увеличить до 800-1000 человек.
Однако эти амбиции так и остались нереализованными. В начале 2013 года в Дагестане вновь сменилась власть, и спустя несколько месяцев Мухтар Меджидов, не сработавшись с новым главой республики Рамазаном Абдулатиповым, покинул правительство.
Проект IT-парка сохранил статус приоритетного, но главные симпатии новых властей получила другая инновационная инициатива – бизнес-инкубатор Plug and Play Dagestan, созданный на базе Дагестанского государственного технического университета группой «Сумма» Зиявудина Магомедова.
С уходом Мухтара Меджидова из правительства Дагестана обороты завода имени Плешакова стали резко падать: в 2013 году его выручка составила 252 млн рублей, в 2014 году – 86 млн рублей, а в прошлом году – всего 33,6 млн рублей. По меркам Избербаша завод продолжал оставаться довольно крупным предприятием (на 1 января этого года на нем числилось 274 человека), но от былых планов остались лишь воспоминания.
Час расплаты
Нынешняя история с банкротством завода имени Плешакова началась в конце мая, когда Арбитражный суд Республики Дагестан принял к рассмотрению соответствующий иск республиканского УФНС к предприятию. За прошедшие четыре месяца рассмотрение этого дела несколько раз переносилось (следующее заседание назначено на 25 ноября).
Суммы требований налоговиков в материалах дела не указаны, однако известно, что за последний год в отношении завода имени Плешакова возбуждено 29 исполнительных производств на общую сумму порядка 52 млн рублей. Кроме того, в отношении завода подано два крупных арбитражных иска от коммерческих организаций – на 4,9 млн рублей от ОАО «Электроагрегат» и на 1,14 млн рублей от ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск».
В похожей ситуации оказались и другие предприятия, входившие в группу «Кредо». Еще в конце прошлого года УФНС по Дагестану инициировало банкротство ОАО «ДагЗЭТО», а в августе республиканский арбитраж принял к рассмотрению иски сотрудников «Русской радиоэлектроники» о признании этой компании банкротом в связи с неисполнением требований о погашении задолженностей по зарплате в период свыше трех месяцев.
Одновременно с этими событиями группа «Кредо» лишилась собственного банка «Кредо Финанс», у которого в конце июля была отозвана лицензия ЦБ. Иными словами, холдинг, два десятилетия назад созданный Мухтаром Меджидовым, который ныне возглавляет совет директоров подмосковного оборонного предприятия ОАО «Дукс», разваливается на глазах.
Впрочем, сам господин Меджидов предпочел дистанцироваться от своего детища. По сообщению дагестанских СМИ, вскоре после митинга перед зданием завода имени Плешакова он прилетал в республику для урегулирования ситуации, но никаких публичных комментариев не дал.
Формально Мухтар Меджидов сейчас действительно не имеет никакого отношения к перечисленным выше предприятиям. В частности, по данным последнего списка аффилированных лиц завода, его крупнейшим акционером (31,6%) является ООО «Кредо Групп», которое, в свою очередь, на 95% принадлежит Мусе Мусаеву, дяде Мухтара Меджидова, и он же имеет крупный пакет акций (30,94%) в заводе имени Плешакова.
Похожую структуру собственности имеют и другие активы, которые ассоциируются с именем Меджидова. По последним данным «СПАРК-Интерфакса», холдинговая компания «Кредо Групп» контролирует 71,37% ОАО «ДагЗЭТО», 51% предприятия «Дагестангеология», 50,6% Махачкалинского мясокомбината.
Кроме того, до середины этого года «Кредо Групп» была стопроцентным собственником «Русской радиоэлектроники», но затем акции этой компании были распределены между заводом имени Плешакова, «ДагЗЭТО» и лишившимся лицензии банком «Кредо Финанс».
Институт недоразвития
Человеком, который может многое рассказать о том, как и почему вполне успешные предприятия группы «Кредо» докатились до банкротства, является уже упоминавшийся выше Александр Иванченко, ныне возглавляющий ОАО «Корпорация развития Дагестана» (КРД).
Эта структура была создана вскоре после назначения главой республики Рамазана Абдулатипова для сопровождения ряда перспективных инвестпроектов. Предполагалось, что ее уставный капитал составит 20 млрд рублей, в настоящее время он достиг уже 5 млрд в виде земельных активов, принадлежащих республике.
«Сегодня стоит задача, чтобы мы передавали в эту корпорацию часть дивидендов, которые есть у республики, через нее же должны идти все инвестиционные проекты», – прокомментировал Рамазан Абдулатипов подписание меморандума о создании корпорации на международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге в июне 2013 года.
Первым гендиректором КРД стал московский консультант, руководитель компании IRP Group Булат Столяров, с чьим именем ассоциировались небезызвестные «приоритетные проекты» развития Дагестана, предложенные Рамазаном Абдулатиповым. Однако в апреле 2014 году на смену ему пришел Александр Иванченко – человек с длинным и неоднозначным послужным списком в Дагестане.
Первое появление Иванченко в республике состоялось в середине прошлого десятилетия в качестве директора по стратегическому развитию ОАО «Авиалинии Дагестана». Судьба этой компании, как известно, оказалась печальной: в конце 2011 года у нее было отозвано свидетельство эксплуатанта, а затем последовало банкротство.
Следующим местом работы Александра Иванченко стала группа «Кредо», где он совмещал ряд должностей – генерального директора «Русской радиоэлектроники» и члена совета директоров завода имени Плешакова и «ДагЗЭТО». Все эти предприятия, как уже было сказано, сейчас находятся под угрозой банкротства.
По весьма странному стечению обстоятельств одновременно с ними стартовал и процесс банкротства корпорации развития, причем его детали весьма напоминают историю с банкротством активов Мухтара Меджидова. Инициатором банкротства в данном случае также выступили налоговики.
Заявление УФНС было принято Арбитражным судом Дагестана в начале июля, в дальнейшем суд посчитал необходимым привлечь к участию в деле комитет по земельным и имущественным отношениям правительства республики.
Следующее заседание по этому делу назначено на 1 ноября. Кроме того, в отношении КРД имеются исполнительные производства на общую сумму порядка 12,7 млн рублей.
На официальном сайте КРД и в ее годовом отчете перечислен ряд проектов, которые реализует корпорация, однако какие при этом достигнуты результаты, понять из открытых данных практически невозможно.
Как правило, подобные институты развития входят в качестве соучредителей в курируемые ими проекты, и если исходить из этого критерия, то успехи КРД за три года ее существования мизерны. В настоящий момент корпорация участвует в уставном капитале всего одной компании – Дагестанского республиканского центра интеллектуальной собственности.
Зато громких заявлений со стороны Александра Иванченко за то время, что он возглавляет КРД, звучало более чем достаточно. Например, в конце 2014 года он сообщил, что в Дагестане будет воссоздана собственная авиакомпания, которая будет генерировать порядка 4,5 млрд рублей выручки и обеспечивать 600 млн рублей налогов.
Как и наполеоновские планы по развитию завода имени Плешакова и IT-парка, этот прожект не имел никаких реальных последствий. Между тем последовательные перемещения Александра Иванченко из одной дагестанской компании в другую имеют совершенно однозначные последствия в виде череды банкротств.
http://kavpolit.com/articles/konets_imperii_medzhidova-28455/
Новости по теме