Если вы в последнее время внимательно следили за новостями, то вы, наверное, считаете, что российско-американские отношения сейчас находятся на самом низком уровне с 1980 года. Каждое утро нам рассказывают новые подробности эскалации напряженности в отношениях между Вашингтоном и Москвой.
За последние несколько дней мы узнали, что российская разведка, вполне возможно, стоит за хакерскими атаками на электронную почту репортеров «Нью-Йорк Таймз» и Национального комитета Демократической партии и что, скорее всего, их действиями руководит сам президент России Владимир Путин.
Эти опасения вполне оправданы. Однако отношения между Вашингтоном и Москвой не стоит путать с отношениями между США и Россией. Авторы этих новостных репортажей упускают из виду позитивный опыт тысяч российско-американских культурных учреждений и деловых предприятий, которые связывают наши страны в повседневной жизни. Благодаря технологиям, постоянному общению, желанию понимать и уважать достоинства и различия друг друга, а также дружеские связи, которые мы смогли сформировать, мы можем противостоять натиску политиков.
В моей компании, головной офис которой находится в Нью-Йорке, работает 28 человек на Манхэттене и 63 человека в Краснодаре — городе на юго-западе России, расположенном в трех часах езды от Сочи. В нью-йоркском офисе я часто слышу русскую речь, а наши сотрудники в Краснодаре учат и свободно разговаривают на английском языке. Я на собственном опыте убедилась, что финансовое и культурное взаимодействие внутри российско-американской компании может приносить массу пользы, и наша компания не единственная.
Сергей Миллиан, президент Российско-американской торгово-промышленной палаты, созданной в 2006 году в Атланте, говорит, что, по его оценкам, в наших двух странах насчитывается более 10 тысяч подобных предприятий, в которых работают до 3 миллионов человек.
По данным Федерального бюро государственной статистики США, суммарная стоимость американо-российского импорта и экспорта составила в 2015 году почти 25 миллиардов долларов — для сравнения в 2000 году эта цифра составляла менее 10 миллиардов долларов. Но Дэн Расселл (Dan Russell), президент Российско-американского совета делового сотрудничества в Вашингтоне — торговой организации, членами которой являются три крупнейшие корпорации в стране — утверждает, что эти цифры не отражают истинного объема экспорта продукции американских многонациональных компаний. «В этих цифрах отражены только товары, производимые на территории США, — отметил он. — То есть, к примеру, iPhone, поставляемые в Россию, считаются китайским экспортом».
В то время как деловые связи между двумя странами начали постепенно налаживаться после распада Советского Союза в 1991 году, самую значительную роль в той оттепели сыграли именно технологии. В моей компании сотрудники практически ежедневно проводят видеоконференции, и, могу вас заверить, невозможно демонизировать человека, который каждый день разговаривает с вами, глядя вам в глаза. Общаясь друг с другом, мы уже давно перестали быть простым продолжением наших правительств.
Но не только бизнес выигрывает от нормальных отношений между нашими странами.
Такие организации, как Российско-американский фонд, созданный в 1997 году для содействия культурному обмену, поддерживают целый ряд важных инициатив, от классов Академии балета Большого театра в США этим летом до спортивных и образовательных программ по обмену. Такие программы внушают веру в налаживание здоровых отношений между двумя нашими странами.
Однако нам предстоит еще масса работы. Многие американские компании не хотят отправлять своих сотрудников, принадлежащих к ЛГБТ-сообществу, в страну, где сейчас действуют самые жесткие законы против сексуальных меньшинств в Европе, а непрекращающаяся эскалация риторики еще больше сгущает атмосферу неопределенности, в которой вести бизнес становится все труднее.
В 2014 году, когда Российская Федерация аннексировала Крым, где находился офис нашей компании, а Госдепартамент США отреагировал на это введением санкций, мы были вынуждены переместить 55 членов нашей команды и их семьи, перевезя их в другой регион за 400 километров — такое не каждый день случается. Хотя это было чрезвычайно сложное время для нашего бизнеса, который все же удалось сохранить, менее чем через два года мы смогли увеличить прибыль и рентабельность компании и теперь активно расширяемся как в США, так и в России.
Этот успех перед лицом невзгод я объясняю теми общими качествами, которые свойственны русским и американцам: талант, стремление добиться успеха и способность продолжать двигаться вперед независимо от обстоятельств.
Многие американцы, которые постоянно общаются с русскими, понимают, что политические игры Вашингтона и Москвы невероятно далеки от положительной повседневной реальности культурного и делового сотрудничества.
Наши лидеры могут сколько угодно бряцать оружием, но многие граждане наших стран продолжают сотрудничать, налаживая взаимопонимание и выстраивая дружеские отношения, о которых нельзя было даже мечтать еще 30 лет назад. Давайте не будем скатываться к контрпродуктивному мышлению времен холодной войны. Учитывая то, что совокупная численность населения двух наших стран составляет почти полмиллиарда человек, сейчас слишком многое поставлено на карту.
Джессика Ровелло — генеральный директор и соучредитель компании Arkadium, разрабатывающей интерактивный контент для известных брендов и издательств
http://inosmi.ru/economic/20160828/237653225.html