В Дагестане возрождают забытую спортивную дисциплину — национальную стрельбу из лука. Как говорят инструкторы, интерес к старинной народной забаве быстро растет, даже несмотря на то что на всей территории Дагестана работает всего одна секция по стрельбе из лука и снаряжение для этого спорта обходится недешево.
В давно прошедшие времена лук служил единственным оружием дальнего боя. Соревнования лучников всегда были одними из самых зрелищных, а мастеров лучного дела переманивали из города в город самыми разными способами. Хороший лучник всегда был в цене и в почете. А культу лучного самосовершенствования уделялось очень много внимания во всех известных системах — от подготовки янычар до воспитания самураев.
Дело не только в способности лука поразить цель с расстояния — скорее это следствие. В данном случае цель — гармонично развить в себе выдержку, самообладание, зоркое зрение, интуицию и физическую силу. Даже когда на смену луку пришел, казалось бы, более грозный и смертоносный арбалет, именно лук остался оружием аристократа.
В Махачкале старинная спортивная забава получила распространение благодаря группе энтузиастов, организовавших секцию практически на пустом месте. Серьезного снаряжения не было. Настоящим идейным вдохновителем стал мастер Абдул-Кадыр Атаев.
Стрельба из лука — для кого-то это просто метание стрелы посредством конструкции лука, а для кого-то это особая философия, целая наука на пути самопознания. Со стороны кажется, что всё так просто: взял лук да стрелу и выпустил. Но тут таится очень много нюансов: правильная постановка, правильный хват, уверенность, целеустремленность, принятие быстрых и верных решений, чувство лука как продолжения своего тела. — Абдул-Кадыр Атаев, основатель школы воинских искусств «Юнчун-Тарки».
Первые пробные соревнования прошли в 2010 году сначала в школе воинских искусств «Юнчун-Тарки», в которых участвовало около 10 лучников. Затем на базе КСК «Узден» всё те же энтузиасты провели дружескую встречу со всеми лучниками, которых смогли собрать на тот момент по всему Дагестану. Тогда уже собралось около 30 стрелков, из которых собственное снаряжение имели лишь единицы. Это были первые шаги, позволившие начать восстановление столь редкого не только в Дагестане, но и во всей России вида состязаний. Мероприятие организовали своими силами, стреляли бок о бок и «традиционщики», и «классики».
Сейчас в Федерации лучного спорта параллельно со стрельбой из лука обучают и другим видам метательного и духового оружия: это и арбалет, и духовая трубка, и рогатка, и праща. Самостоятельно наладили связи практически со всеми мировыми производителями луков и необходимых аксессуаров. Теперь у всех есть возможность пользоваться доступным снаряжениям, что еще больше повышает популярность этого спорта.
К луку пристрастился давно, но стрелять из настоящего лука довелось впервые у моего тренера Абдул-Кадыра Атаева еще в клубе «Юнчун-Тарки» в Махачкале. Затем друзья подарили классический лук, пострелял немного, увлекся, одного лука стало мало, тянуло к традиционным лукам. Купил корейский, стал осваивать, затем английский. До сих пор ищу, приобретаю, изучаю. — Джамал Аджигерей, мастер спорта международного класса.
Еще один плюс — лучным спортом может заниматься каждый, несмотря на возраст или физические недостатки. Сюда приходят тренироваться и маленькие дети, и пожилые люди, и молодые девушки. Приходят улучшить зрение, выпрямить осанку. По словам любителей спорта, новичок, только начав заниматься, с каждым разом все сильнее и сильнее вовлекается даже без дополнительных стимулов.
Правду сказать, сын постоянно просил меня отвести его в лучной клуб на тренировки: там его друг занимался. Но это казалось таким дорогим увлечением. Было два варианта: или стоять в очереди часами, пока дадут лук в руки, или покупать лук самому. И то и это совсем не устраивало меня: тренировки должны быть эффективными. Но время сейчас изменилось, сейчас клубы Федерации лука приобрели абсолютно все необходимое. Я и сам с удовольствием теперь хожу по выходным. Там и пар можно выпустить, и пообщаться в дружеской обстановке, и развиваться, насколько позволяет вдохновение. — Курбан, посетитель лучного клуба.
Сейчас параллельно с тренировками в клубе налаживают и собственное производство. Шьют напальчники, защитные краги, колчаны, мастерят инструменты для ремонта снаряжения. О производстве самих луков говорить еще рано, хотя уже есть несколько законченных и прошедших краш-тест луков. Для серьезных работ нужны не только хорошие инструменты, но и качественное сырье. И если раньше достать рога буйвола длиной 60–80 см не составляло особого труда, то сегодня их приходится заказывать за рубежом. Но даже аксессуары, выпущенные импровизированными мастерскими, экономят федерации средства, которых, конечно, не хватает. Соревнования проводятся на собственные средства.
Мы хотим возродить традиционные технологии и должны всё делать на основе исторических данных. Конечно, сделать английский лонгбоу (длинный лук) много ума не надо, но нам незачем возрождать европейские традиции, у нас есть своя богатая история с самыми передовыми технологиями того времени, где композитные луки превосходили английские аналоги в 2–3 раза по дальности и силе. Мы хотим, чтобы наши дети росли если не лучше, то хотя бы так же, как и мы, — мастерили луки, играли в национальные игры, состязались друг с другом, помогали друг другу, поддерживали и защищали. Ведь Дагестан славился своими доблестными сынами, отважными джигитами, у многих еще осталось в сердцах теплое отношение к Кавказу. Это не высокопарные слова — это наши усилия для будущего наших собственных детей. Конечно, нам хотелось бы сделать больше, но мы идем соразмерно нашим скромным возможностям. Даже то, что нашей школе классической стрельбы уже два раза за последние полгода пришлось менять стрельбище, мы принимаем как испытание, испытание нашей стойкости. — Джамал Махтибеков, президент Дагестанской федерации лучного спорта.
http://azbar.ru/novosti/sport/v-dagestane-vozrozhdayut-natsional-ny-j-luchnoj-sport.html