Автор Рустам Апаев
В связи с участившимися в Махачкале массовыми акциями с участием мусульман возник вопрос громкого такбира (скандирование «Аллаху акбар!» – «Аллах превыше всего!»).
Это явление – яркое, бросающееся в глаза и порой режущее слух.
Нетрудно представить смятение людей, живущих вне религиозных канонов и не до конца понимающих смысл этих слов. В их привычную жизнь врывается непонятный крик – агрессивный, непредсказуемый и таящий в себе угрозы, ведь массовые акции зачастую бывают на волне недовольства и несут негативный заряд.
Но и строго соблюдающие ислам люди порой смущаются этого явления, когда оно возникает явно «не по назначению». Например, в начале похоронной процессии Хаджимурада Камалова участвующие скандировали: «Аллаху Акбар». Пока впереди идущие не пресекли их, видя неуместность: такой такбир превращал шествие в политическую акцию и показуху. И действительно, по шариату похороны должны сопровождаться молчанием.
Хотя первое, что приходит на ум относительно такбира: «чем больше поминаешь Аллаха, тем лучше». При дальнейшем размышлении встает вопрос о форме этого поминания. Необходимо, чтобы оно соответствовало сунне Пророка Мухаммада (Мир Ему).
И тут выясняется следующее. Во-первых, в исламе действует общее правило необходимости понижать голос при поминании Аллаха. Например, Всевышний говорит в Коране: «И поминай Господа с покорностью и страхом про себя, и не вслух». (Преграды, 205).
Во-вторых, оговорены случаи, когда дозволяется громко произносить такбир. Среди них: когда слышим радостные вести; во время зикра после намаза; при сражении; во время праздника разговения.
К примеру, Шейха Мухаммада Салиха аль-Мунаджида спросили: «Является ли нововведением повышение голоса в такбире (произнесении слов «Аллаху Акбар») и тасбихе (произнесение слов «субхана-Ллах») каждый раз, когда мы слышим радостные новости в мечети?».
Он ответил: «Хвала Аллаху! Когда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, слышал что-то, что его радовало, он говорил: «Аллах превыше всего! О, Аллах, нет жизни, кроме Жизни будущей». В таких случаях мужчина может возвеличить Аллаха, когда что-то радует его, и допустимо повысить голос, не переусердствуя. Что касается всеобщего такбира, когда начинают и заканчивают все вместе, этому нет шариатского основания, потому что нет сообщений, которые подтверждают это. Но если один человек произнесет такбир и его подхватит другой, потом третий, без предварительного соглашения, то это не запрещено. Таким же образом можно сделать суджуд благодарности (Саджда аш-Шукр), если дело важное. И Аллах – источник сил.
Дозволенность произнесения вслух такбира даже в таких явных ситуациях, как во время сражения или после обязательной молитвы, – обсуждается в научных трудах. При этом ставится два вопроса: можно ли повышать свой голос, поминая Аллаха, и можно ли делать это организованно.
Что же сказать о том, когда мусульмане собираются в группу и гневно расхаживают по городу и кричат такбир? Как минимум это является порицаемым и нежелательным явлением. Как максимум оно запрещено.
http://gazeta-nv.info/content/view/12469/216/
Надо проявить внимательность в этом вопросе, потому что он влечет за собой социальные последствия. А как известно, те недочеты, что верующие совершают и находятся между ними и Богом, Аллах прощает охотнее. В то время как нарушения, совершаемые на виду у людей, влекут за собой большую ответственность.
Верующая молодежь должна понимать, что есть немало желающих воспользоваться неграмотностью и эмоциональностью нашей молодежи, превратить любое мероприятие в пиар и извлечь свои политические бонусы.
Использованные здесь примеры иллюстрируют избитую фразу, что «ислам регулирует все стороны жизни». В данном случае – задает нормы поведения в толпе и прививает повышенную ответственность в таких ситуациях.