Дагестан Post — Новости

Если завтра — землетрясение…

Институт физики Земли РАН предупредил МЧС о высоком риске сильного землетрясения в Дагестане в 2016 – 2017 годах. Данные отправлены и республиканским властям: они должны обеспечить защиту уязвимым зданиям и целым районам.
Землетрясения в Дагестане не редкость: в конце прошлого года и в начале этого зафиксировано несколько небольших толчков. Но катаклизм, о котором предупреждают сейсмологи, будет сравним с катастрофой 14 мая 1970 года, разрушившей Буйнакский район. Напомним, что землетрясение 1970 года силой в 9 баллов оставило без жилья 45 тыс. жителей республики; погиб 31 человек. Всего же за последние полтора века в Дагестане произошло десять мощных землетрясений с человеческими жертвами.
Учёные утверждают, что средний срок между мощными землетрясениями варьируется от 40 до 50 лет. Со дня землетрясения в Буйнакске прошло почти 46 лет.

Евгений Рогожин

Сейчас наука способна заранее предупредить население и власти о приближающемся катаклизме – вопрос только в том, как будет использована эта информация. По словам Евгения Рогожина, замдиректора Института физики Земли РАН, в ближайшие год – два на границе Дагестана и Азербайджана ожидается землетрясение с магнитудой 6 – 6,5 баллов и интенсивностью в 7 – 8 баллов. Причина сейсмической неустойчивости в этом районе – рост гор, которые по геологическим меркам являются молодыми.
Разрушения при сильном землетрясении усилят оползни с гор, камнепады. Возможно проседание грунта.
Каковы будут последствия землетрясения с учётом нынешней застройки в республике?
Сейсмические риски беспокоят МЧС
По сейсмическому риску в РФ лидирует Камчатка; Дагестан – на втором месте. Магнитуда землетрясений на Камчатке и Сахалине выше. Тем не менее, риски для населения выше именно в нашей республике: это объясняется намного большей плотностью застройки и числом жителей.
МЧС заказала в Институте Физики Земли карту сейсмической опасности для Дагестана. Практически весь горный Дагестан, а также Дербент, Избербаш и Дагестанские Огни отмечены на картах сейсморайонирования 9 – 10 баллами опасности. Самый густонаселенный район Дагестана, Махачкала – Каспийск, находятся в зоне с 8 – 10 баллами. Хасавюрт и Кизилюрт – в зоне с 7 баллами. Ожидаемое землетрясение, по сути, очень опасно для всех районов республики, в том числе для самых густонаселённых.
Магомед Мухтаров, заместитель руководителя по антикризисному управлению ГУ МЧС России по Дагестану, подтвердил, что сейсмическая ситуация находится в центре внимания спасателей:
— Ежегодно в несколько циклов, согласно плану мероприятий, у нас проходят командно-штабные учения. Это отработка ликвидации последствий наводнений, с учетом участившихся паводков в республике, и отработка действий спасательных служб – на случай, если произошло землетрясение. Кроме того, сотрудники республиканского МЧС проводят обучающие семинары для глав муниципальных образований, как действовать в тех или иных чрезвычайных ситуациях.
Но лучше не спасать, а предотвращать. В этих целях в 2010 году была принята, а в 2013-м продлена программа «Повышение сейсмоустойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения Республики Дагестан на 2014 – 2018 годы». Тем не менее, эксперты на грани паники: Дагестан совершенно не готов отразить удар стихии.
Строимся как попало
Главная проблема в том, что большинство зданий в Дагестане не рассчитано на сильные землетрясения. В последние два десятилетия застройщики практически игнорировали СНИПы. Гонка за наживой привела к экономии на качественных стройматериалах, использованию конструкционной стали низкого сорта, технологическим нарушениям в приготовлении и заливке бетона.
Серьёзная проблема республики – массовая застройка каркасными домами, которые выдерживают не более 5 баллов. А сами опасными для проживания являются пристройки к многоквартирным домам, возведенные вообще без учёта строительных норм.

Марат Даниялов

Махачкала давно находится в зоне повышенного сейсмического риска, — комментирует директор дагестанского филиала геофизической службы РАН Марат Даниялов. — Ещё больше ситуация усугубляется тем, какими темпами у нас идет строительство высотных зданий. В целом, более 70 % новостроек построены с нарушением строительных норм, во многих не учтены сейсмические особенности региона. А Дагестан тем временем все чаще и чаще трясет. Разве это не повод задуматься чиновникам?
Самовольная застройка горных склонов – ещё одна головная боль республики. Склон горы Тарки-Тау, обращённый к Махачкале, представляет собой один гигантский оползневый массив. Склон нужно укреплять, а вместо этого он застраивается. Строительные работы вызывают обводнение склона, провоцирует оползни.
Если Тарки-Тау сдвинет землетрясение, то столицу Дагестана накроет лавина из грязи и камней.
Куда бежать?
Махачкала, застраивающаяся без Генплана и с нарушением строительных норм, грозит превратиться в ловушку в момент землетрясения. В городе практически нет свободных мест, где можно переждать толчки в сравнительной безопасности.
Массовая эвакуация обещает серьёзные сложности: на западе возвышается гора, на востоке – Каспийское море. Сейчас существуют только четыре транспортных коридора для эвакуации с территории массовой застройки: два южных и два северных. Стоит ли говорить, что при мощном землетрясении эти коридоры превратятся в сплошные пробки, что усугубит панику и хаос?
Может и рвануть…
Сильное землетрясение может привести к взрывам и пожарам в самом центре Махачкалы. На улицах и проспектах города находится множество АЗС, которые тоже строились без особого почтения к нормам безопасности. На каждой автозаправке – от 50 до 100 тонн горючего, которое может сдетонировать при мощном толчке.
Добавьте к этому нефтебазу, которая находится в районе массовой застройки, – и картина станет апокалиптической. Эта нефтебаза эксплуатируется более века, состояние резервуаров внушает беспокойство. В 2008 году на базе взорвалась нефтяная цистерна в 10 тысяч тонн. Но, похоже, руководство нефтебазы руководствуется принципом «авось пронесёт».
И прорвать тоже может…
Гидросооружения – ещё один фактор риска. Если плотины каскада ГЭС на реке Сулак разрушатся, потоки воды хлынут в Кизилюрт и поселки, которые находятся ниже Чирюртовского водохранилища.
Но здесь уже начаты работы по созданию специальной сейсмической сети, которая снизит риски разрушения каскада ГЭС. Работы ведёт «Русгидро».
Чиновники рапортуют: Два здания усилено!
Факторов риска, как видим, немало. Каждый из них способен обеспечить крупные разрушения и жертвы. Что же предпринимается в Дагестане для снижения рисков?
Шесть лет уже существует упомянутая выше программа «Повышение сейсмоустойчивости жилых домов», но работы по ней не ведутся. Программа продлена до 2018 года, а сейсмологи прогнозируют землетрясение уже в этом или следующем году. В 2018-м, вполне возможно уже поздно будет что-то укреплять – как бы не пришлось просто всё строить заново.
Федеральный центр в 2016 году собирается выделить 3,5 млрд рублей для реализации этой программы. Ещё 500 млн рублей ждут от бюджета Дагестана. Первые транши из федерального бюджета уже пришли. А работа где?
Есть серьёзные опасения о нецелевом расходовании этих средств, что для Дагестана не в новинку. Так, в прошлом году Счётная палата Дагестана проверила, как используются деньги, выделенные на повышение сейсмоустойчивости жилых домов в 2014 году. Размах нарушений впечатляет: из 24 млн рублей, которые пересчитала палата, нарушений выявлено почти на 15 млн!
В октябре прошлого года к решению проблемы подключилась и прокуратура Дагестана. Проведенные проверки выявили повсеместное нарушение градостроительной политики на территории республики. Практически всё, что построено в Дагестане в постсоветскую эпоху, то есть в 90-е и 2000-е, требует сейсмоусиления.
Нарушения были выявлены и в расположении жилых зданий рядом с ЛЭП, АЗС, магистральным газопроводом.
Кто же отвечает за сейсмоусиление зданий и устранение нарушений? Министерство строительства, архитектуры и ЖКХ, а также ГАУ РД «Республиканский центр по сейсмической безопасности». Периодически оно отчитывается о разовых мероприятиях. Что же сделано в реальности?
С 2010 года, по словам Марата Даниялова, возглавляющего дагестанский филиал геофизической службы РАН, было усилено… всего два здания!
Это школа и роддом, – заявил Марат Даниялов на круглом столе, посвященном проблеме сейсмической безопасности Дагестана, минувшей осенью. – Остальные деньги неизвестно куда растворились.
Даниялов неоднократно обращался к чиновникам с просьбами начать, наконец, работу по принятой программе.
– К сожалению, эти мольбы так и остались мольбами, – говорит учёный. – Никаких мер, направленных на повышение сейсмической стойкости различных строительных объектов, так и не предпринимается.

Рима Омарова

http://dagestan-info.com/

Если завтра — землетрясение…