В республиканских ФОМСе и Минздраве грядут аресты
Главы республиканского Минздрава Т. Ибрагимов и территориального ФОМСа М. Сулейманов, а также их заместители, могут лишиться своих постов и стать подозреваемыми по делу о мошенничестве. Дагестанские спецслужбы сейчас расследуют новый вид аферы в здравоохранении, связанный с финансированием высокотехнологичной медпомощи (ВМП).
Напомним, что в Дагестане высокотехнологичная медпомощь до 2013 года не практиковалась – пациенты, которым удавалось выбить квоту, уезжали лечиться в другие регионы страны. Но уже к началу этого года девять государственных и две частные больницы имели соответствующие лицензии. В результате в 2015 году в республике получили ВМП более трех тысяч человек. В том числе 360 высокотехнологичных операций (300 – за счет средств ФОМС и 60 – за счет республиканского бюджета) намеревался провести Дагестанский кардиоцентр, о чем его руководитель Осман Махачев рассказывал региональным СМИ в начале 2015 года. «Из бюджета ФОМС оплачиваются операции по стентированию коронарных артерий и имплантации однокамерного частотно-адаптированного электрокардиостимулятора при брадиаритмиях, — уточнял тогда главврач. — Из республиканской казны – операции при врожденных пороках сердца, тахиаритмиях, стентирование сонных и подвздошных артерий».А, к примеру, в Детской республиканской клинической больнице ВМП получили в прошлом году более 1,1 тысячи пациентов.
Вслед за увеличением объемов высокотехнологичной медпомощи стала расти и зарплата дагестанских врачей, хирургов – в первую очередь. В последние год-два по итогам месяца работы больницы отправляли карточки прооперированных в рамках ВМП пациентов в Москву, откуда вскоре приходило дополнительное финансирование. Сумма разбивалась между оперирующими хирургами отделения. По нашим данным, серьезный специалист, с именем и опытом, за счет операций в рамках ВМП получал до 50-60 тыс. рублей в месяц. Заметим, что средняя зарплата врачей в республике – в районе 30 тыс. рублей.
В ноябре прошлого года «московские» выплаты хирургам упали до 15 тыс. рублей, а после Нового года и вовсе прекратились. Хотя больницы по настоянию чиновников от медицины по-прежнему отправляют карточки прооперированных пациентов в Москву, растет и количество операций в рамках ВМП. В спецслужбах полагают, деньги в Дагестан по-прежнему поступают, но по пути в больницы они «теряются».
Момент для того, чтобы направить денежный поток за высокотехнологичную медпомощь в теневое русло, выбран более чем удачный. Правительством РФ принята новая программа госгарантий бесплатной медпомощи на 2016 год. Этим документом большая часть ВМП отнесена к базовой медпомощи, а она оплачивается из средств обязательного медицинского страхования. (Напомним, что ранее солидная часть процедур ВМП финансировалась из бюджетов – федерального и республиканского). Глава дагестанского территориального фонда ОМС Магомед Сулейманов сообщил главврачам республики о грядущих переменах еще в 2015 году. Так, руководитель Детской республиканской клинической больницы Башир Махачев рассказал в интервью региональным СМИ: «Небольшую ее (ВМП – Ред.) часть оплачивает Минздрав, остальное – территориальный ФОМС. Так вот в ФОМСе нам говорят, что стоимость ВМП входит в общее финансирование. Тогда какой нам смысл проводить эти дорогостоящие операции?..»
Действительно, в 2016 году территориальный ФОМС в Дагестане получит из федерального ФОМС субвенции на 23 млрд рублей для оказания медпомощи в рамках базовой программы (а в нее включены и большинство видов ВМП). И вроде бы, нечего больницам и хирургам в республике ждать дополнительного финансирования за оказание высокотехнологичной медпомощи. Однако же оно есть! В бюджете федерального ФОМС на нынешний год заложены 15 млрд рублей – это дополнительные средства на оказание ВМП в рамках базовой программы. Деньги, по словам замглавы федерального ФОМС Ирины Соколовой, придут в территориальные подразделения фонда. Кроме того, ФОМС заложил в бюджет нынешнего года еще 6 млрд рублей – эти средства будут распределены между регионами для софинансирования ВМП, не включенной в базовую программу. В регионы деньги будут поступать через федеральный бюджет и далее по линии Минздрава.
Таким образом, дополнительные средства на ВМП должны приходить в дагестанские больницы через республиканские ФОМС и Минздрав. Но где-то «теряются». Не исключено, что оседают либо в карманах высокопоставленных чиновников этих двух ведомств, либо в созданных ими же теневых фондах. Тем более что репутация главы республиканского Минздрава и руководителя территориального ФОМС не безоблачная, как минимум.
Танка Ибрагимов, в последние годы руководящий Минздравом республики, является представителем медицинской династии-клана. Его отец Ибрагим Ибрагимов занимал этот же пост в 1980-1990-е годы. До конца 2015 года И. Ибрагимов возглавлял Республиканский медицинский центр (бывший госпиталь ветеранов), но был уволен сыном-министром после вмешательства прокуратуры. Правоохранители усмотрели конфликт интересов в том, что отец трудится в должности, на которую его назначает сын. Но и помимо отца у Танки Ибрагимова в дагестанском здравоохранении родственников, а значит, поводов для конфликта интересов и коррупции, хватает. К примеру, сейчас спецслужбы занимаются делом о нехватке лекарств в лечебных учреждениях. И здесь в фокусе следователей оказываются, в общем-то, известные факты. Муж сестры министра Хадижат – Нурмагомед Алхасов – учредитель медицинских и фармкомпаний, например, ООО «Медфармаснаб». Компании Н. Алхасова долгие годы получали госконтракты на поставку лекарств и медоборудования в лечебные учреждения республики. По данным Сбис, монополист дагестанского фармрынка «Медфармаснаб» участвовал в 1522 конкурсах, из которых 1244 выиграл. Тем не менее, в больницах республики нет лекарств, и пациентам приходится покупать их самостоятельно. Допустим, в сети ООО «Аптека МФС», учредителем которого является сестра главы Минздрава Хадижат Алхасова. Не в эти ли аптеки переправляются лекарства, купленные на бюджетные деньги монополистом дагестанского фармрынка? Минуя больницы, разумеется? Не так давно следователи регионального следственного управления завершили дело главврача диагностического центра в Махачкале М. Магомедова. Его обвиняют в продаже «налево» препаратов, приобретенных для центра на государственные деньги. Видимо, это хорошо отработанная схема в республиканской медицине.
Заместители министра Т. Ибрагимова – Фейзулах Габибулаев и Хаджимурад Мирзабеков – также могут быть осведомлены о причинах пропажи лекарств из больниц. Как и о схемах увода допфинансирования высокотехнологичной медпомощи в серые фонды. Но заместители молчат. Как известно, молчание может означать согласие…
Глава регионального ФОМС Магомед Сулейманов (известный также под прозвищем Моряк) личность и вовсе одиозная. Только летом прошлого года он вернулся в ведомство из похода в и.о. мэра Махачкалы, откуда был выпровожен главой республики Р. Абдулатиповым. «Магомед Валибагандович… полностью потерял доверие руководства республики!» — заявил депутатам Народного собрания в июне прошлого года Абдулатипов, объясняя свое решение освободить и.о. градоначальника Махачкалы от должности. И все же М. Сулейманов сумел удержаться в дагестанском политическом бомонде. Вернулся в ФОМС, сохранил мандат депутата Народного собрания. Вероятно, как-то утряс разногласия с главой республики благодаря защитникам в коридорах республиканской и федеральной власти. Но репутация-то осталась подмоченной этим скандалом. Известно, что и спецслужбы не очень доверяют М. Сулейманову. Сейчас в республике расследуется дело о преступных финансовых операциях в «Дагэнергобанке» Гамзата Гамзатова. Кроме того, конкурсный управляющий банка проводит собственный аудит, итоги которого должны быть представлены в июне. Уже известно, что М. Сулейманов «засветился» в участии в обнальных схемах «Дагэнергобанка», когда аффилированные с ним фирмы выводили из банка деньги под фиктивные договоры о предоставлении услуг. Неудивительно, что вскоре после возращения М. Сулейманова в территориальный ФОМС допфинансирование высокотехнологичной медпомощи перестало доходить до республиканских хирургов.
Разновидность мошенничества с финансированием ВМП для республиканского здравоохранения новая, а круг подозреваемых – старый. Похоже, в этот раз расследование может завершиться арестами в кабинетах республиканских ФОМСа и Минздрава.
Тагир Ахмедов
Ссылка на ролик: https://youtu.be/K9cz2WBQyaQ
Источник:http://dagestan-info.com/когда-придут-за-моряком/
Новости по теме