Начать цикл статей о сёлах-призраках мне хотелось уже давно. Страшно подумать, но в Дагестане насчитывается более 85 покинутых аулов. Призраками их называют по причине того, что в них больше никто не живёт. Селение Гра, расположенное в Ахтынском районе хоть и является призраком, но в нем еще теплится жизнь. Здесь и по сей день, разменяв восьмой десяток, проживает одна-единственная бабушка. Но обо всем по порядку.
Село Гра раскинулось в северной части Ахтынского района, в ущелье южного склона Самурского хребта, у дороги, которая ведет из Кураха в Ахты. В результате сильных землетрясений жители села переселились из своих полуразрушенных домов, кто на равнину, кто в Ахты, еще в 1964 году. Поэтому оно пустует уже очень давно.
Многим известно, что в Дагестане в старину образовывались различные вольные общества и ханства. Так вот, селение Гра входило в состав Ахтыпаринского Вольного Общества, которое существовало с начала 17 века до 1839 года. И в 1839 году селение присоединилось к Российской Империи.
Битва за Ахты, которая происходила в 1848 году (с 14 по 22 сентября) между мюридами Имама Шамиля и русскими войсками, тоже оставила свой след в истории села. Дело в том, что наиб Шамиля — Хаджи-Мурат 13 сентября занял Куртинскую дорогу, расположившись в Гра. Когда же отряды генерала Аргутинского двигались в заданном направлении, мужчины селения Гра вырвались на помощь войскам Шамиля, которые осадили Ахтынскую крепость, дабы защитить ее от нападений, и преградили дорогу, ведущую прямо на Ахты. Отрядам генерала естественно пришлось отступить и двигаться в другом направлении. Поскольку в этой схватке они бы потеряли много времени.
Селение Гра в своё время было разбито на 74 двора. В каждом из них кипела жизнь. Настоящая, отличная от городской. В открывающихся ныне взору руинах аула едва угадываются очертания некогда прелестных домиков. Крыши у здешних жилищ давно обвалились, прогнувшись под грузом времен. Исключением является дом Биче Джабраиловой — единственной жительницы селения Гра. С крыши своего обветшалого дома она частенько наблюдает за дорогой, в надежде, что кто-то вернется в покинутый аул и останется здесь уже навсегда.
На все уговоры родственников перебраться в город эта храбрая женщина отвечает отказом. Из соседних селений к Биче баде (“баде” — с лезгинского “бабушка”) регулярно приезжают люди. Они приносят ей еду и одежду. А она с неутомимым оптимизмом отвечает им: “Да вселится радость в Ваши сердца!”. Таким приветствием Биче баде встречает всех гостей. В темной комнатке её жилища всегда чистенько и уютно. Радушная хозяйка угощает гостей свежим чаем с травами, домашним хлебом и закусками, которые кажутся особенно вкусными в этом невероятном месте. Смуглое морщинистое лицо бабушки всегда светится неподдельной добротой и любовью. И, несмотря на горести, которые она перенесла в молодости, Биче баде всё так же светла душой.
В годы юности Биче Джабраилова пережила сильнейшую любовную драму. Возлюбленный попросту предал её, женившись на другой. А она, потрясенная и униженная таким подлым поступком, приняла решение никогда не выходить замуж, тем самым добровольно обрекая себя на вечное одиночество.
Потом была работа уборщицей в школе и конфликт с директором-родственником, который без причины существенно урезал ей зарплату. Позже он вместе с двумя незнакомыми мужчинами упрятал ее в психиатрическую лечебницу, ссылаясь на то, что она, якобы больна. За происходящим наблюдали многочисленные родственники, но никто не посчитал нужным вступиться за хрупкую девушку. В больнице быстро выяснили, что девушка абсолютно здорова и разрешили ей уйти. Возвращаться в село после случившегося было слишком больно. А потому она решила остаться в больнице и работать санитаркой.
В родной аул Биче Джабраилова вернулась только спустя год. Сорок лет одиночества в заброшенном доме не сделали ее сердце черствым. Женщина убеждена, что нужно довольствоваться тем, что имеешь и говорить спасибо Всевышнему даже за самые малые блага.
На вопросы о том, как ей не страшно жить одной в селе, Биче баде отвечает, что не считает себя одинокой. Каждая травинка, каждый камушек и каждый ручей стали для нее родными, здесь могилы ее предков, и так она чувствует с ними связь.
Мой прадед, приезжая к своим родственникам в город частенько говорил: “Вы подвешены в воздухе в своих квартирах. У Вас нет своей земли, где Вы бы по-настоящему чувствовали себя хозяевами. Вы променяли достойную жизнь на пустой звук.”
Наверное, трудно не согласиться со сказанным. Мы забыли, что такое сплочённость. Мы предаёмся воспоминаниям о Родине, разглядывая старые фотографии, а сами и не допускаем мысли наведаться в село хотя бы раз в год. Мы так рьяно мчимся в города, а потом плачем о потерянных землях.
Но удивительный пример патриотизма, продемонстрированный Биче Джабраиловой, заставляет меня верить в то, что еще не все потеряно, и скоро в каждый заброшенный аул, в каждое село – призрак вернется жизнь!
Автор: Наиля Эмирханова