Дагестан Post — Новости

Советская фантастика или нереализованные архитектурные проекты СССР

После утверждения советской власти все сферы жизни были поставлены на служение идеологии. Не стала исключением и архитектура. Грандиозная, масштабная, давящая и одновременно восхищающая своей мощью, она подарила миру такие неповторимые стили, как конструктивизм и сталинский ампир. Архитектурные проекты так называемой «сталинской эпохи» (30-50-е гг.) были признаны самыми претенциозными и потрясающими в мировой истории. Некоторые из них окружают нас и сегодня, другие — навсегда осели в архивах. О том, какие же невероятные строения могли родиться в советской Москве, читаем в статье.

Дворец советов

О том, чтобы построить главное идеологическое здание, высказывались многие. Идея возведения именно Дворца оформилась в 1922 году, на Первом съезде Советов. По замыслу, строение должно было стать венцом всех высотных творений советской архитектуры, олицетворением большевистской идеологии и «лучшим зданием всех времен и народов» (из пояснительных записок к проекту). По словам известного революционера и писателя Анатолия Луначарского, Дворец Советов должен быть построен «для того, чтобы дать Москве некоторое завершающее здание, чтобы дать Москве — красному центру мира — зримый архитектурный центр».

В 1931 году объявили конкурс проектов Дворца Советов. Он стал одним из самых массовых не только в Союзе, но и в мире. Всего поступило 160 работ профессиональных советских архитекторов, более 100 эскизов и набросков от простых граждан и 24 проекта иностранных разработчиков. По итогам, в качестве основы проекта было выбрано предложение Бориса Иофана. К работе также присоединились архитекторы Владимир Гельфрейх и Владимир Щуко.

В 1937 году планирование было завершено и одобрено. Дворец должен был стать самым грандиозным строением своего времени: 420 метров в высоту, включая 100-метровую статую Ленина на крыше, и 7,5 млн. кубометров объема. Архитекторы планировали, что их творение обойдет по высоте и объему признанных гигантов начала 20 века — Эйфелеву башню (324 м) и Эмпайр-стейт-билдинг (381 м). Но создатели не учли, что общая высота нью-йоркского небоскреба вместе со шпилем — 443 метра. Так что, если бы Дворец был все-таки построен, он занял бы почетное второе место.

Сравнение высот зданий

Возводить Дворец стали на холме над Москвой-рекой, вместо специально взорванного для этих целей Храма Христа Спасителя. Планировалось, что строительство будет завершено в 1942 году. Однако в сентябре 1941 все работы были прекращены и после войны уже не возобновились. Спустя 15 лет после завершения ВОВ на фундаменте Дворца построили крупнейший в мире открытый бассейн «Москва», который просуществовал вплоть до начала 90-х. Затем, после распада СССР, на своем историческом месте был восстановлен Храм Христа Спасителя.

Один из вариантов утвержденного Дворца Советов

Один из первых проектов Дворца Советов

Проект Дворца Советов американского архитектора Гектора Гамильтона

Эскиз Дворца Советов Долтовского, 1932

Основа дальнейшей разработки Дворца Советов

Здание Наркомата тяжелой промышленности

Начало 30-х годов было временем мощного рывка в развитии тяжелой промышленности. В связи с этим был организован один из самых влиятельных советских наркоматов — Народный комиссариат тяжелой промышленности. Его возглавил самый преданный сталинский соратник — Григорий Орджоникидзе (партийное прозвище — Серго).

В 1934 году был объявлен конкурс по проектам здания Наркомата. Строение должно было быть возведено в самом исключительном месте города — на Красной площади вместо ГУМа. При этом были бы ликвидированы ряды прилегающих улиц и площади Китай-города, так как главную площадь страны должны были расширить вдвое. Планировалось убрать брусчатку и положить ей на смену большие квадраты красного грунта.

В 1936 году объявили о втором этапе конкурса. Согласно новому генплану Москвы, для возведения штаб-квартиры Наркомата тяжелой промышленности отвели другое место — район Зарядье на берегу Москвы-реки, один из немногих мест столицы, сохранивший на тот момент свой первозданный вид. Проектов-участников было очень много. По итогам был одобрен один из проектов братьев Александра и Виктора Весниных и Сергея Лященко.

В 1937 году строительство здания отменили в связи с кончиной Орджоникидзе и ослаблением после этого влияния Наркомтяжпрома.

Так могла выглядеть Красная площадь

Первый вариант проекта Наркомата тяжелой промышленности братьев Весниных и Сергея Лященко

Наркомат тяжелой промышленности Фомина в характере старой площади

Проект Наркомата тяжелой промышленности Меликова был признан утопическим

Советская утопия Ивана Леонидова

Яркий пример советского гигантизма

Наркомат тяжелой промышленности Аркадия Мордвинова

Дом Аэрофлота

Проект Центрального дома Аэрофлота (ЦДА) был разработан архитектором Дмитрием Чечулиным в 1934 году. Строение задумывалось как памятник героизму советских летчиков. Дело в том, что в тот год все союзные граждане следили за судьбой оставшихся в живых членах экипажа затонувшего ледокола «Челюскин», которые были вынуждены ждать спасения на дрейфующей льдине. Спустя несколько месяцев моряков удалось спасти. И в этом была заслуга советской авиации.

По словам самого Чечулина, разработчики здания стремились придать ему «стройность, необычную легкость и по возможности простую форму, обогащая ее только в деталях. Поэтому нижние этажи решены более монументально, а верхние — ажурно, с постепенным переходом стройных пилястр».

Однако проект неоднократно подвергался критике, и его не реализовали. И хотя ЦДА так и не был построен, он был частично воплощен в планировании Белого дома — еще одного знаменитого творения Дмитрия Чечулина.

Невозведенный памятник советским героям авиации

Здание военного Наркомата

Архитектор Руднев в 30-е годы 20 века специализировался на проектировании зданий для Наркомата обороны. Они отличались простотой, но подавляющей монументальностью и неприступностью, что было вполне в духе времени и отражало назначение этих строений.

Проект военного Наркомата также был разработан с учетом данных характеристик, но все-таки отличался от своих предшественников. Он стал переходным от мрачной грандиозности к более яркому и богатому стилю, который войдет в советскую архитектуру в начале 50-х годов. И несмотря на то, что работа была очень удачной, ее встретили довольно холодно — проект был реализован лишь частично до 1940 года.

Произведение Руднева отражало мощь и неприступность Красной Армии

Дворец техники

В 1932 году в столице было предложено создать самое масштабное и грандиозное в мире учреждение всеобщей пропаганды технических и научных знаний — Дворец техники. По идее, он должен был вмещать в себя научные и технические организации и заведения. Уже в 1933 году был объявлен конкурс проектов, в котором выбрали работу знаменитых архитекторов Анатолия и Бориса Ефимович. Их сооружение было выполнено в новом стиле технократического конструктивизма и лучше всего отвечало задаче «стать памятником великой эпохи завершения технической реконструкции СССР».

Несмотря на то, что идею и проект Дворца техники приняли с большим энтузиазмом, его так и не реализовали. Причин было много: многочисленные сокращения смет и изменения мест постройки, задержки финансирования и равнодушие со стороны руководящих органов.

Дворец техники — центр пропаганды технической революции

«Арка героев». Монумент героическим защитникам Москвы

После того, как Москва была освобождена от фашистских захватчиков, осенью 1942 года был объявлен архитектурный конкурс на проекты памятников героям войны. Участники придумывали не только памятники, но и предлагали подходящие, по их мнению, места для их возведения.

Произведение Леонида Павлова «Арка героических защитников Москвы», который он предложил установить на Красной площади, был выделен из 150 присланных проектов. Памятник был признан олицетворением настоящего патриотизма и уважения к своим героям.

Проект должен был быть реализован после войны, но так и остался лишь задумкой из-за нехватки средств.

«Арка героев» — невоплощенный памятник защитникам Москвы во время ВОВ

Высотное здание в Зарядье

Спустя два года после войны руководство СССР постановило постройку в столице восьми высотных зданий. Они больше известны под такими названиями, как «сталинские высотки», «сталинские небоскребы», «семь сестер» и пр. Немногие знают, что все они были заложены одновременно, а именно 7 сентября 1947 года, в день 800-летия Москвы. Административное 32-этажное здание в Зарядье по проекту Дмитрия Чечурина должно было стать «восьмой сестрой», последней. Планировалось, что это строение будет самым масштабным и грандиозным, однако этому не суждено было осуществиться.

Строительство развернулось довольно активно — к весне 1953 года был заложен фундамент и сооружен стилобат высотки (стилобат — общий цокольный этаж для нескольких зданий, формирующий из них единое строение). Но здание завершено не было. Причин было несколько: смерть Сталина и развернувшаяся в связи с этим кампания по борьбе с излишествами в архитектуре. С этого момента повсеместно было введено типовое проектирование и строгая функциональность построек, которые исключали декорирования фасадов.

Архитектор пытался перепроектировать здание, но долгое время ему отказывали. Лишь в 1967 году его усилия были вознаграждены — на фундаменте здания в Зарядье по новому, теперь индустриальному, проекту Чечулина была возведена гостиница «Россия».

«Восьмая сестра» по проекту Чечулина

Жилой дом на площади Восстания

Это здание также должно было стать одной из восьми высоток. Один из вариантов проекта предложили архитекторы Вячеслав Олтаржевский и Иван Кузнецов. В работе акцент был сделан на сложные конструкции, инженерные и технические находки.

Но замысел архитекторов был воплощен лишь на бумаге. Вариант Олтаржевского и Кузнецова сильно отличался от уже одобренных проектов других зданий из восьмерки, поэтому от него отказались. Жилой дом на площади Восстания все-таки вырос, но уже по другому проекту и под руководством других архитекторов: Михаила Посохина и Ашота Мндоянца.

А Вячеславу Олтаржевскому все же довелось принять участие в модернизации «нового облика столицы». Совместно с Аркадием Мордвиновым он создал проект сталинского небоскреба на Кутузовском проспекте, более известному как гостиница «Украина».

Первоначальный вариант высотки на площади Восстания


Прошлое столетие было для нашей страны временем глобальных мыслей, разочарований и изменений. Хороших или плохих — отдельный вопрос. Советская архитектура была одним из самых ярких продуктов той эпохи, результатом этих изменений и разочарований. И пусть она была агрессивно настроена по отношению к рядовому «маленькому» человеку и сильнее подчеркивала его «мизерность», она подарила нам и всему миру новые знания, технологии и возможности.

https://regionalrealty.ru/library/nerealizovannye-proekty-sssr/