Солдаты вели борьбу на фронтах, партизаны и разведчики – на оккупированной территории, а труженики тыла собирали танки. Пропагандисты и художники превратили карандаши и кисти в оружие. Главной задачей плаката стало укрепление веры советских людей в победу. Первым плакатным тезисом (сейчас бы это назвали слоганом) стала фраза из речи Молотова 22 июня 1941 года: «Наше дело правое, враг будет разбит, победа будет за нами». Одним из основных персонажей военного плаката был образ женщины – матери, Родины, подруги, жены. Она работала в тылу на заводе, собирала урожай, ждала и верила.
«Беспощадно разгромим и уничтожим врага», Кукрыниксы, 1941
Первым военным плакатом, расклеенным на стенах домов 23 июня, был лист художников Кукрыниксов, изображавший Гитлера, вероломно разорвавшего пакт о ненападении между СССР и Германией. («Кукрыниксы» – это три художника, название коллектива составлено из начальных букв фамилий Куприянов и Крылов, и имени и первой буквы фамилии Николая Соколова).
«Родина-мать зовет!», Тоидзе Ираклий, 1941
Идея создания образа матери, призывающей на помощь своих сыновей, возникла случайно. Услышав первое сообщение Совинформбюро о нападении фашистской Германии на СССР, супруга Тоидзе вбежала к нему в мастерскую с криком «Война!». Пораженный выражением ее лица, художник приказал жене замереть и тут же принялся делать наброски будущего шедевра. Влияние на людей этого произведения и песни «Священная война» было намного сильнее, чем беседы политруков.
«Будь героем!», Виктор Корецкий, 1941
Лозунг плаката стал пророческим: миллионы людей встали на защиту Отечества и отстояли свою свободу и независимость. В июне 1941 года Корецкий создал композицию «Будь героем!». Плакат, увеличенный в несколько раз, был установлен вдоль улиц Москвы, по которым в первые недели войны проходили колонны мобилизованных жителей города. В августе этого года была выпущена почтовая марка «Будь героем!» И на марке, и на плакате боец-пехотинец изображен в каске СШ-36 довоенного образца. В дни войны каски были другой формы.
«Давайте побольше танков…», Лазарь Лисицкий, 1941
Прекрасная работа выдающегося художника-авангардиста, иллюстратора Лазаря Лисицкого. Плакат «Давайте побольше танков… Все для фронта! Все для победы!» был отпечатан многотысячным тиражом за несколько дней до смерти художника. Умер Лисицкий 30 декабря 1941 года, а лозунг «Все для фронта!» всю войну был главным принципом оставшихся в тылу людей.
«Воин Красной Армии, спаси!», Виктор Корецкий, 1942
Женщина, прижав к себе ребенка, готова грудью, жизнью своей защитить дочь от окровавленного штыка фашистской винтовки. Один из самых эмоционально сильных плакатов был издан 14-миллионным тиражом. Фронтовики видели в этой гневной, непокорившейся женщине свою мать, жену, сестру, а в испуганной беззащитной девчушке – дочку, сестру, залитую кровью Родину, ее будущее.
«Не болтай!», Нина Ватолина, 1941
В июне 41-го художнице Ватолиной предложили графически оформить известные строчки Маршака: «Будь начеку! В такие дни подслушивают стены. Недалеко от болтовни и сплетни до измены», – и уже через пару дней образ был найден. Моделью для работы послужила соседка, с которой художница часто стояла в одной очереди в булочную. Строгое лицо неизвестной никому женщины стало на многие годы одним из главных символов страны-крепости, находящейся в кольце фронтов.
«Вся надежда на тебя, красный воин!», Иванов, Бурова, 1942
Тема мести захватчикам становится ведущей в творчестве художников-плакатистов на первом этапе войны. Вместо собирательных героических образов на первое место выходят лица, напоминающие конкретных людей – твоя девушка, твой ребенок, твоя мать. Отомсти, освободи, спаси. Красная Армия отступала, а с плакатов молча взывали женщины и дети, оставшиеся на оккупированной врагом территории.
«Мсти за горе народа!», Виктор Иванов, 1942
Плакат сопровождают стихи Веры Инбер «Бей врага!», прочитав которые, пожалуй, уже не нужно никаких слов…
Бей врага, чтобы он обессилел,
Чтобы он захлебнулся в крови,
Чтоб удар твой был равен по силе
Всей моей материнской любви!
«Боец Красной Армии! Ты не дашь любимую на позор», Федор Антонов, 1942
Враг приближался к Волге, была оккупирована огромная территории, на которой проживали сотни тысяч мирных граждан. Героями художников стали женщины и дети. Плакаты показывали беду и страдание, призывая воина к отмщению и помощи тем, кто не в силах сам себе помочь. Антонов обратился к бойцам от имени их жен и сестер с плакатом«…Ты не отдашь любимую на позор и бесчестье гитлеровским солдатам».
«Сын мой! Ты видишь долю мою…», Антонов, 1942
Эта работа стала символом народного страдания. Может быть, мама, может быть истощенная обескровленная Родина – пожилая женщина с узелком в руках, которая покидает сгоревшую деревню. Она словно остановилась на секунду, горестно причитая, она просит о помощи сына.
«Воин, ответь Родине победой!», Дементий Шмаринов, 1942
Художник очень просто раскрыл главную тему: Родина растит хлеб и дает в руки солдата самое совершенное оружие. Женщина, собравшая автомат и собравшая спелые колосья. Красное платье цвета красного знамени уверенно ведет к победе. Бойцы должны побеждать, а труженики тыла давать все больше и больше оружия.
«Трактор в поле, что танк в бою», Ольга Бурова, 1942
Яркие оптимистичные цвета плаката уверяют – хлеб будет, победа не за горами. Ваши женщины верят в вас. Вдали идет воздушный бой, проходит эшелон с бойцами, но верные подруги делают свою работу, внося вклад в дело победы.
«Дружинницы Красного креста! Не оставим на поле боя ни раненого, ни его оружия», Виктор Корецкий, 1942
Здесь женщина равноправный боец, медицинская сестра и спасительница.
«Пьем воду родного Днепра…», Виктор Иванов, 1943
После победы в Сталинградской битве было очевидно, что преимущество на стороне Красной Армии. От художников требовалось теперь создание плакатов, которые показывали бы встречу освободителей советских городов и сел. Успешное форсирование Днепра не могло остаться в стороне от художников.
«Слава освободителям Украины!», Дементий Шмаринов, 1943
Форсирование Днепра и освобождения Киева – одна из славных страниц истории Великой Отечественной войны. Массовый героизм был достойно оценен, и 2438 человек удостоились звания Героя Советского Союза. За форсирование Днепра и других рек, за совершенные в последующие годы подвиги звание Героя Советского Союза получили еще 56 человек.
«Вставай в ряды фронтовых подруг…», Виктор Корецкий, Вера Гицевич, 1943
Фронту требовалось подкрепление и женские силы.
«Ты вернул нам жизнь», Виктор Иванов, 1944
Так встречали солдата Красной Армии – как родного, как освободителя. Женщина, не сдерживая порыва благодарности, обнимает незнакомого солдата.
«Европа будет свободной!», Виктор Корецкий, 1944
К лету 1944 года стало ясно, что СССР может собственными силами не только изгнать врага со своей земли, но и освободить народы Европы и завершить разгром гитлеровской армии. После открытия Второго фронта актуальной стала тема совместной борьбы Советского Союза, Великобритании и США за освобождение всей Европы от «коричневой чумы».
«Прицел у нас один – Берлин!», Виктор Корецкий, 1945
Осталось совсем немного. Цель близка. Недаром рядом с солдатом на плакате появляется женщина – как обещание того, что скоро они смогут увидеться.
«Дошли до Берлина», Леонид Голованов, 1945
Вот долгожданная победа… Плакаты весны 1945 года дышат весной, миром, Великой победой! За спиной героя виден плакат Леонида Голованова «Дойдем до Берлина!», изданный в 1944 году, с тем же главным героем, но пока без ордена.
Плакат Ватолина Н.Н. «Ты храбро воевал с врагом — войди, хозяин, в новый дом!». 1945 год
Плакат Жукова Н.Н. «Ждем тебя, родимый». 1945 год.
Плакат Голованова Л.Ф. «Дойдем до Берлина!». 1944 год.
Плакат Жукова Н.Н. и Климашина В.С. «Отстоим Москву!». 1941 год.