О ценных бумагах казначейства США нельзя было бы сказать ничего плохого как о таковых, если бы они существовали сами по себе, вне политики. Это хорошие бумаги, разного срока действия, с разной, но стабильной доходностью, которые обеспечиваются налогами американских граждан и предприятий, поэтому нет ничего странного в том, что они составляют весьма большие доли резервов ЦБ в разных странах.
Точнее, все еще составляют, поскольку большинство серьезных держателей (кроме России это Китай, Япония, Бразилия, Индия и многие другие страны) планомерно сокращают долю бумаг казначейства США в собственной казне. В России в 2013 году их был 12ee7 о на 138 миллиардов долларов, в декабре 2014 — на 108 миллиардов, а на начало февраля уже – 86 миллиардов. Одновременно Россия запасается золотом – его уже в казне на 50 с лишним миллиардов долларов.
Почему вдруг к бумагам США изменилось отношение? А очень просто: опасно иметь дело с агрессивным банкротом.
Уже тысячу раз сотни экономистов написали, что Америка – нация долга. Эти экономисты – не политики и не ведут никакой информационной войны против США. Вот, к примеру, работа Джеймся Джексона, представленная Исследовательским центром Конгресса, — «Соединенные Штаты как нация чистого долга: обзор международного инвестиционного положения». Там масса графиков, цифр и диаграмм, которые любит дотошный читатель, но суть проста.
«Члены Конгресса и общества выражают обеспокоенность из-за огромной роли, которую иностранные инвесторы играют на рынках капиталов США, что создает потенциальную возможность для большого оттока капитала в виде доходов и сервисных платежей. Некоторые наблюдатели также указывают на то, что зависимость США от притока иностранных капиталов ставит экономику в уязвимое положение».
Еще бы не уязвимое, когда основная статья экспорта – долговые обязательства.
На 19:38 по Московскому времени 23.02.2015 он был равен 18 триллионам 135 миллиардам долларов с «копейками». Это легко узнать на очень завораживающем счетчике долга США. Там много разных показателей, в том числе и ВВП – 17 триллионов 423 миллиарда. Несложно вычислить, что долг равен примерно 105% ВВП. За восемь лет долг увеличился в абсолютных цифрах вдвое, а в отношении ВВП – в 1,6 раза. Семь лет назад – это было до кризиса 2008-го.
Государственный долг – часть совокупного долга США, в который входят также долги штатов, долги местных властей, долги граждан, долги финансовых компаний и долги нефинансовых компаний. И вот этот совокупный долг сейчас превышает 40 триллионов долларов. Это примерно 250% ВВП.
Есть и альтернативные оценки, например, Калифорнийского университета на 2013 год. Там приводится сумма 70 триллионов, включающая забалансовые долги. Это 440% ВВП.
А вот доктор экономических наук Валентин Катасонов приводит в своей статье оценку профессора Бостонского университета Лоуренса Котликоффа, который оценил долг с учетом социальных обязательств государства в будущих периодах.
У него получилось, что совокупные долги государства превышают 220 трлн. долл.
«Если американское государство ответственно перед обществом и желает выполнять свои финансовые обязательства в обозримой перспективе, ему необходимо самым решительным образом скорректировать нынешний бюджет США. Корректировка должна составить 12% ВВП». То есть, государству нужно на столько поднять налоги или сократить расходы бюджета США, или скомбинировать одно и другое. По мнению профессора Котликоффа, никакое правительство не в состоянии сделать такой крутой разворот бюджетно-финансовой политики и резюмирует: «Соединенные Штаты с точки зрения своей бюджетной позиции являются полным банкротом».
Стефани Помбой – руководитель аналитической компании MacroMavens, которая в 2006-ом предсказала взрыв ипотечного пузыря, сейчас вновь выступает в роли мудрой Кассандры. По ее словам, по мере того, как иностранцы перестанут покупать бумаги США и начнут избавляться от имеющихся, латать дыру придется опять же печатным станком ФРС. Это приведет к обесцениванию валюты, которое приведет мир к концу нынешнего валютного режима.
Будучи де-факто банкротом, США полностью контролируют международные расчеты и международные финансовые институты. Доля доллара в операциях на мировом валютном рынке была в 2010 году — 84,9%, в апреле 2013 года — уже 87%. Доля евро за этот же период упала с 39,1 до 33,4%, а юаня — всего 2,2%. Этим несоответствием и пользуются Соединенные Штаты, но, похоже, ресурс такого давления близок к истощению.
Вот, как обстоят дела с Китаем и его американскими бумагами. Китай продал казначейских бумаг США на 75 миллиардов за пару месяцев, подняв на 23% их доходность. Казалось бы, это хорошо для США — бумаги подорожали, стали еще привлекательнее. Но как-то странно это выглядит при оценке реальных показателей, когда американская экономика тормозит в росте, а во всем мире финансисты пытаются бороться с дефляцией.
Тут нужно начать с начала. В начале 1990-х рост промышленности в Китае начался с того, что Китай обесценил свою валюту с 2,7 до 8 почти с половиной юаней за доллар, если мне не изменяет память. (На заметку тем, кто зело причитает по поводу девальвации рубля).
И вот, Китай собрал у себя львиную долю реальной экономики. Юань естественным образом вырос к доллару до 6 юаней за зеленый. Китайская экономика потеряла в скорости роста примерно на тот же процент, что вырос юань. Китаю это не понравилось, он начал скупать американские казначейские бумаги, чтобы укрепить доллар. Скупил пол триллиона, увеличив их долю в своих резервах со 170 миллиардов до 800 миллиардов. Юань почти половину потери отыграл, но США начали тоннами печатать баксы — в связи с кризисом 2008 и последующих годов. Спрос на реальную экономику Китая из нереальной экономики США и Европы сократился. Китай тогда продолжил покупать американские бумаги, и довел их долю до 1,3 триллиона. В США дела улучшились на время, Китай опять попер с экспортом. Но США тогда начали реиндустриализацию, пользуясь кучей долларов.
Китай вновь столкнулся с проблемой сокращения экспорта и как следствие роста экономики и начал продавать американские ценные бумаги, как только США прекратили печатать доллары в конце прошлого года. Из-за этого, по оценкам Меррил Линч, ВВП и США, и Европы окажется ниже на 2,37 триллиона долларов, чем прогнозировалось в конце 2014-го. А Китай будет продавать бонды и дальше, потому что безработица там высока, и возможен банковский кризис из-за плохих корпоративных долгов.
Все описанное означает де-факто экономическую войну. Ничего больше. Самую простую третью мировую экономическую войну.
Пекин и Россия, а также Бразилия и Индия, давно не скрывают, что им надоело зависеть от издевательского поведения доллара, и они планируют создать еще одну резервную валюту. Для Китая этот вопрос более, чем назрел – с реальной экономикой, далеко превосходящей американскую. Евро, став не более, чем прокладкой к доллару, эту функцию не исполнил.
Итак, Россия и Китай сливают американские бумаги и готовятся к серьезной бойне. Для начала на финансовых рынках. США, конечно, не согласятся менять систему мирно.
Будем надеяться, что речь не идет о ракетах и авианосцах, хотя, что придет в голову банкроту с огромной армией, чтобы «простить» свои долги – большой, если не главный, вопрос.