К концу года планируется достроить «восточное полукольцо» между Казахстаном, Туркменией и Ираном, в 2016 г. завершатся работы на «западном полукольце» (Азербайджан-Иран).
Задачей проекта В.Путин назвал соединение основных каспийских портов, что должно сократить срок и стоимость перевозки грузов.
Проект создания кольцевой железной дороги вдоль побережья Каспийского моря прорабатывался на августовской встрече министров транспорта прикаспийских стран в Астрахани.
По оценке экспертов, прикаспийское «железнодорожное кольцо» сократит общее время перевозок между странами региона минимум на 48 часов и повысит долю железнодорожного транспорта в грузовых перевозках между странами Каспия с нынешних 25% до 35-40%.
Каспийские порты (Атырау, Астрахань, Махачкала, Баку, Энзели) получат возможность балансировки грузопотоков за счет наземных перевозок.
Основной объем работ по стыковке железнодорожных сетей предстоит в северных провинциях Ирана; иранская сторона оценивала проект минимум в $700 млн.
Мнения экспертов
По мнению Алексея Безбородова, необходимости в строительстве кольцевой железной дороги вокруг Каспийского моря нет, а предварительная договоренность по этому проекту носит в первую очередь политический характер.
— Насколько актуальна сейчас железная дорога вокруг Каспия, если страны региона давно налаживают морское сообщение и активно развивают свои порты?
— Не все страны. И не всё то порты, что строится. В теории все красиво. Есть астраханский порт Оля, вроде бы новый.
Есть Баку, есть масса прочих проектов. Красиво на картинках, но малоэффективно с точки зрения собственно стивидорного бизнеса. При этом грузооборот между странами «каспийской пятерки», тяготеющий к регионам прикаспийских стран, достаточно маргинален — за исключением углеводородов.
— Некоторые эксперты действительно не раз скептически отзывались о планах развития транспортно-логистической инфраструктуры Прикаспийского региона, отмечая, в частности, что возить там нечего. Исходя из этого, можно ли предположить, что проект железной дороги вокруг Каспия – не экономический, а политический?
— Экономики тут нет, так что пока вопрос о строительстве в самом деле чисто политический.
Грузооборот на примерную длину всей магистрали будет мизерным — и в тоннах, и в тонно-километрах. У России и Азербайджана дорога вдоль Каспия действует еще с советских времен. Иран заканчивает строительство такой же. Казахстану предстоит построить небольшую ветку (200 километров), Туркмении же — значительно больше (1,5 тысячи километров). Хватит ли у них ресурсов и политической воли для этого, пока непонятно. К тому же до сих пор транскаспийские грузы вполне успешно перевозились морем.
Александр Панин и Раким Махмудов, напротив, считают, что железная дорога вокруг Каспия в долгосрочной перспективе имеет совершенно реальные экономические основания:
— Логика развития современного общества такова, что деньги и информация между странами и континентами стали перемещаться за секунды, а скорость перемещения товаров хоть и сократилась, но все равно измеряется днями и неделями. Поэтому международные транспортно-логистические проекты, которые соединяют разные страны и регионы, всегда актуальны при условии их реалистичности и проработанности.
Строительство железной дороги вокруг Каспия позволит, по мнению наших собеседников, решить две стратегические задачи.
Первая связана с диверсификацией маршрутов доставки минеральных ресурсов Каспия на мировые рынки, с учетом интересов России и других стран Каспийского моря. Отчасти это может быть и решением проблемы загруженности Волго-Донского водного пути.
Вторая задача связана с созданием дополнительных коммуникационных связей российской части евроазиатского транзита при усилении в нем роли Северного Кавказа.
Стратегией развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года предполагается строительство новых железнодорожных линий (Буденновск — Нефтекумск – Кизляр и Кисловодск — Черкесск – Адлер), которые закольцуют железнодорожное сообщение между регионами ЮФО и СКФО и напрямую соединят Каспийское море с Черным.
Это даст дополнительный стимул к социально-экономическому развитию территорий юга Европейской России и увеличению доступности новых рынков сбыта.
По материалам СМИ